Фашизм в первой половине XX века.

  В конце ХХ века огромное количество споров и дискуссий вызывали проблемы предпосылок возникновения и причин распространения такого строя как тоталитаризм. Сам термин "тоталитаризм" разные ученые и философы определяли по-разному. Однако в основном все сходились на том, что под тоталитаризмом следует понимать политическую практику, при которой руководство страны пытается подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать систему политической власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. При тоталитаризме в обществе господствует, как правило, одна утопическая идеология, которая способна на конкретном историческом отрезке времени стать безусловно доминирующей, объединяющей силой и привести в движение целые народы. Эта идея захватывает все стороны бытия и претендует на власть даже в сфере частной жизни личности.
  История XX века знала немало образцов тоталитарных ритмов. У них были и общие черты, и существенные различия, что зависело от конкретных исторических условий (в какой стране, в результате каких событий, в какое время и под чьим руководством устанавливался тоталитарный режим). В общих чертах тоталитаризм разделяют на правый и левый. Правый тоталитаризм обычно называют фашизмом, левый - коммунистическим (большевистским) режимом. Фашизм и большевизм имели ряд близких друг другу или общих по своему функциональному назначению элементов. Это, в частности, единая всеохватывающая цель (хотя у каждого из них она существенно различается по своему содержанию); господство одной единственной- революционной партии нового типа; одна-единственная и обязательная для всех идеология; похожие средства и методы достижения целей; слияние в единое целое партии, государства и общества; политизация всех без исключения сфер жизни; физический и моральный террор.
  Оба главных течения тоталитаризма представляли собой революционные движения, поскольку предлагали радикальное изменение существующей системы путем насильственного переворота. С той лишь разницей, что социалистическая революция, осуществленная в России, носила "прогрессивный" характер, поскольку руководствовалась идеалами всеобщего равенства, социальной справедливости, интернационального единства всех народов и др.
   Хотя между правым и левым вариантами тоталитаризма есть и существенные различия. Если в коммунистические идеи приоритет отдается рабочему классу, трудящимся, живущим за счет собственного труда, то в фашисткой - науки и расе. Коммунизм иррационален, фашизм доводит до абсурда национальную идею и провозглашает социальный мир внутри страны на основе духовного единства нации и науки. В основе коммунистической идеи лежит идея социального равенства, фашистская основывается на предоставлении о естественном неравенстве не только отдельных людей, но и целых народов. Соответственно коммунизм видит свою цель в создании бесклассового общества; фашизм - в реванше арийцев над "низкими расами".
  Возникновение и развитие фашизма, как партии, движения и режима, обычно является результатом острого кризиса, сотрясающего общество. Чем глубже и всеобъемлющий кризис, тем питательней почва для фашизм. Снять его угрозу можно окончательно лишь в том случае, если кризисное развитие будет остановлено, и проблемам, приведшим к нему будет найдено разрешение. Связь между фашизмом и кризисом общества имеет свои особенности. Плодотворную почву для фашизма создает не любой кризис. Для него необходимо, чтобы кризис продолжался долго, чтобы он не просто затронул, но в значительной мере потряс социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил ход экономических процессов, привел к дискредитации представительных и исполнительных институтов власти, скомпрометировал другие, нефашистские политические силы, вызвал всеобщее разочарование в доминировавших до тех пор идеологических постулатах. Так же способствует возникновению фашизма наличие так называемой массовой демократии, при которой становиться политически активными и получают каналы для выражения своей воли миллионы людей. демократическая система предоставляет слово всеем участникам политического процесса, в том числе своим собственным противникам. И если в спокойной ситуации оппозиция, как правило, находится на обочине общественной жизни и не способна сокрушить господствующий строй, то, когда огромные массы народа раздражены, деморализованы и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, из чьих бы уст оно не исходило, тогда политическая роль активизирующихся революционеров может вырасти многократно, особенно если в стране нет глубоко укоренившихся демократических традиций и правосознания. При этом народ может привести к власти сторонников фашизма законным, парламентским путем, отдав им свои голоса на выборах, как это и произошло в Германии в 1933 г. В таких условиях утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их гарантиями прав и свобод, поскольку абсолютная, ничем реально не ограниченная, всеохватывающая власть вождя, партии, государства лишает гражданского общество самостоятельности.
  Особого разбора заслуживают те ценности, которые заимствует фашизм у консерватизма традиционного толка. Первая - высокомерно негативное отношение к человеческой личности как существу, подверженному всяческим порокам, нуждающемуся для нормального существования в постоянной узде и твердой направляющей руке.
  Вторая - негативное восприятие разума, как неправомерно проявления человеческой гордыни, весьма несовершенного инструмента познания мира, источником заблуждений и разочарований. Чрезмерное упование на разум провозглашается главным источником бедствий, от которого страдает как личность, так и человечество в целом.
  Третья - оценка науки, как определяющего, неизменного, внутренние противоречия элемента истории человечества, единственного судьбоносного фактора. Согласно этой трактовке, все стороны общественного развития в решающей степени детерминируются взаимоотношениями между нациями, их подъемом или упадком, способность сократить, наращивать или растрачивать свои жизненный потенциал. Пренебрежительное отношение к личности стало обоснованием системы жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков, сумеет, благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, подняться над обычным человеческим уровнем. Необходимость контроля над обществом выступает как обоснование создания инструментов, способных контролировать личность, вести ее в правильном направлении. Чтобы деятельность этих инструментов была эффективной, требуется координация, которая может быть осуществлена лишь единой волей. Отсюда - естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. Ее ослабление в результате импульсов, поступающих снизу и отражающих эгоизм и греховность простого люда, неизбежно ведет к анархии и беззаконию, а следовательно, к распаду общества. Подобные умозаключения делают оправданным применение самых крайних мер насилия, реагирующих не только на действия, но и на намерения.
  Все это позволяет представить себе обобщенную характеристику фашизма, отражающую его идеологические и практико-политические установки.
  Его цель - возрождение и оздоровление в своей стране науки, рассматриваемой как этическо-биологическое единство, ускорение восстановления и дальнейшего развития в ней изначальных, исконных ценностей, придание ей единственно эффективной формы общественной организации, основанной на приоритете государственных интересов и на тесно структурированной системе управления, замыкающейся на личности единовластного вождя, исключение любых чужеродных влияний и решение на этой основе всех проблем, от которых страдает народная общественность.
  Методы фашизма - организация массового движения, внедрение в умы населения идей национализма, разрушение существующих властных структур, унификация общественной жизни, подавление любых форм противодействия с применением, в случае необходимости, самых крайних средств. Его враги внутри страны - национальные меньшинства, иммигранты, левые (от коммунистов до социал-демократов) и другие политические партии, отстаивающие идеи правового государства.
  Важнейшие его идеи начали формироваться с началом модернизации европейского континента в конце XIX в. и приняли более или менее очерченный вид к началу первой мировой войны. Война внесла существенный вклад в окончательное оформление фашистской идеологии не только в силу того, что она продемонстрировала способность национализма мобилизовать массы, но и потому, что она показала огромные возможности современного государства. Она раскрыла совершенно новые возможности экономического планирования и мобилизации государственной экономики и частной собственности на службу государству. Государство стало рассматриваться как единственное воплощение идеи национального духа. Война продемонстрировала также то, насколько слаба приверженность людей принципам интернационализма, и как легко их можно мобилизовать на службу интересам национального государства.
  В этом контексте появление фашистских партий и диктатур в 20-30-х годах в условиях широкомасштабных бедствий, крушения традиционных идеалов и ценностей, вызванных I Мировой войной, выглядит вполне закономерным, среди них были режим М.Хорти в Венгрии (1919 г.), авторитарно-монархический режим в Болгарии, военно-монархическая диктатура М. Примо де Риверы в Испании (1923-1930).
  Особо важное значение имели появление и быстрый успех фашистского движения в Италии. Спекулируя на трудностях послевоенного периода, умело используя недовольство широких слоев населения поражением в войне и итогами этой войны, осенью 1922 г. в Италии фашистская партия во главе с Б. Муссолини пришла к власти. В 1926 г. диктаторский режим был установлен в Португалии. Недовольство итогами Версальской системы стало тем решающим рычагом, с помощью которого А. Гитлер и его последователи вовлекли в нацистское движение широчайшие слои немецкого народа.
  Дальнейшему расширению влияния и распространению фашизма в Европе способствовал великий экономический кризис 30-х годов. Кульминационным пунктом торжества фашистских идей в Европе стала победа в январе 1933 г. на парламентских выборах национал-социалистической партии в Германии. Вслед за этим диктаторские фашистские или полуфашистские режимы были установлены в 1934 г. в Австрии, в 1936 г. в Греции, в 1938 г. в Румынии, в 1939 г. в Испании. Фашистские движения и партии стали заметным общественно-политическим фактором и в некоторых странах с парламентской демократией, хотя им и не удалось приблизиться к рычагам власти (даже в Великобритании и Франции некоторые ведущие политики отдали предпочтение фашизму).
  Все это свидетельствует о том, что тоталитаризм представлял собой общеевропейский феномен, определявший основные направления и тенденции развития человечества в течение большей части XX в.
  

к оглавлению