Объединение Германии и его последствия.

   В новейшей истории, пожалуй, именно Германии из всех европейских стран принадлежит ведущее место. В современном мире Германия - признанный европейский лидер, во многом определяющий политику европейского континента и мира в целом. В тоже время, именно этой стране пришлось вынести в XX веке тяжелые испытания. Революция, две мировые войны, господство фашистского режима, принудительное разделение на два государства, долгожданное объединение - все это Германия и немецкий народ пережили за какие-то 100 лет. Последним существенным этапом новейшей истории стало объединение Германии, последствия этого процесса страна переживает до сих пор. Причины же разделения страны лежали в области большой политики.
   К концу II Мировой войны территория Германии была занята войсками стран-союзниц по антигитлеровской коалиции: СССР, Великобритании, США и Франции. Эти державы контролировали процессы мирного становления в стране, морально и физически истощенной нацистским режимом и изнурительной войной. Однако изменившиеся взаимоотношения между бывшими союзниками привели к изменению их взглядов на будущее Германии. Страны Запада рассчитывали на вытеснение советских войск с территории Германии, а желательно и с территории Европы вообще. Советское командование, напротив, не собиралось уступать своих позиций в новом послевоенном мире. Заложницей наступающей эпохи "холодной войны" и стала Германия.
   В этой ситуации противостояние могло разрешиться лишь двумя возможными вариантами: открытым конфликтом между бывшими союзниками с целью вытеснить соперника с территории Германии и сохранить целостность государства; или разделением Германии по границе оккупационных зон и созданием на ее территории двух независимых стран. В феврале 1948 г. западные державы организовали сепаратную Лондонскую конференцию по германскому вопросу, в которой приняли участие представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Было принято решение об объединении трех оккупационных зон в одну (Тризония) и о включении Западной Германии в план Маршалла. Фактически в ходе Лондонской конференции политические силы Запада пришли к единому решению в германском вопросе: было решено форсировать подготовку к созданию западногерманского государства и включению его в западный блок. Для этого к сентябрю 1948 г. должно было быть созвано Учредительное собрание Западной Германии, которое к началу 1949 г. должно было выработать и ввести в действие новую Конституцию нового же западногерманского государства.
   Естественно, действия Запада не могли не вызывать тревогу и беспокойство советского руководства. Так как почти весь Берлин был расположен на территории советской зоны, советские власти могли контролировать коммуникации западных секторов Берлина с западными зонами, что и было сделано. Новым этапом "позиционной войны" стала раздельная денежная реформа. Так как западные державы приняли решение распространить денежную реформу в Западной Германии на западные сектора Берлина, советской части города грозил финансовый крах. Чтобы избежать этого 24 июня советские оккупационные власти полностью перекрыли наземные коммуникации между западными зонами оккупации и Берлином "по техническим причинам". Началась советская блокада Западного Берлина. В ответ западные державы (прежде всего США) организовали воздушный мост между западными зонами оккупации и Западным Берлином: каждые пять минут на западноберлинском аэродроме приземлялся американский военно-транспортный самолет. Все необходимые грузы перебрасывались по воздуху. Вокруг Берлина возник острый международно-политический кризис, причины которого заключались в глубоких противоречиях бывших союзников по германской проблеме. В Кремле стремились осуществлять полный контроль над советской зоной оккупации и в то же время сохранить союзный контрольный механизм для влияния на положение в Германии в целом. Основной задачей советского руководства было добиться отказа США, Великобритании и Франции от подготовки к созданию западногерманского государства. Однако именно в этом вопросе США, Великобритания и Франция не собирались отступать. Ситуация была настолько сложной, что обе стороны рассматривали вероятность начала новой большой войны, последствия которой были непредсказуемы. В результате, в середине февраля 1949 г. по инициативе американской стороны представителями США и СССР в ООН были начаты переговоры об урегулировании берлинского кризиса. Берлин остался расколотым городом с различными валютами. На Западе и Востоке Германии завершалась подготовка к созданию двух германских государств, которые и были созданы - 7 сентября 1949 г. - ФРГ (Федеративная Республика Германия) и 7 октября 1949 г.- ГДР (Германская Демократическая Республика).
   Два новых немецких государства изначально были поставлены в условия постоянного противостояния друг другу. Каждое из них поневоле являлось своеобразной витриной достижений той политико-экономической системы, которой принадлежало. В этих условиях ГДР приходилось особенно нелегко. Несмотря на более высокий уровень экономического развития и общего благосостояния населения по сравнению с другими странами социалистического лагеря (ГДР занимала 2-е место по объему производства среди социалистических стран после СССР), страна безнадежно отставала от динамично развивающейся ФРГ. Экономика ГДР зависела от поставок нефти (в дальнейшем газа), цветных металлов и пиломатериалов из СССР, экономической помощи СЭВ. Политический режим в ГДР с чисто немецкой педантичностью и целеустремленностью придерживался курса на строительство социализма в довольно жестком режиме, что привело к значительному снижению уровня зарплат наряду с повышением цен.
   Естественно, что такое положение не устраивало население Восточной Германии. Заработная плата в стране в среднем была в три раза ниже, чем в ФРГ. Не веря в возможность политического изменения положения в государстве, простые немцы делали свой выбор в пользу более свободной и комфортабельной жизни "голосуя ногами": за 50-е годы в ФРГ сбежало несколько миллионов человек. Положение, с точки зрения советского руководства и руководства ГДР, становилось совершенно нетерпимым.
   Запад ожидал, что для решения этой проблемы СССР попытается предпринять решительные меры, в том числе и военные. 1 августа 1961 г. в боевую готовность были приведены 65 частей и подразделений американских ВВС, к применению было готово даже ядерное оружие. Советский Союз не пошел на открытую конфронтацию. Однако в ночь с 12 на 13 августа 1961 г. граница между ГДР и ФРГ, в том числе и в самом Берлине была перекрыта. Вскоре временные заграждения в Берлине сменила трехметровая бетонная стена, получившая название Берлинской стены, на долгие годы ставшая символом холодной войны и разделения Германии.
   Напряженность нарастала. Раздавались призывы прибегнуть к военному решению этой проблемы. Однако и на этот раз Берлинский кризис удалось решить мирным путем. Этим решением стало противостояние 28 октября 1961 г. американской и советской военной техники на КПП у Бранденбургских ворот. Советские и американские танки всю ночь стояли с наведенными друг на друга орудиями. Однако приказа открыть огонь не поступило. Вооруженного конфликта удалось избежать и на этот раз. Граница между ФРГ и ГДР была надежно перекрыта. Берлинская стена просуществовала вплоть до ноября 1989 года и стала местом гибели более 160 человек, пытавшихся ее преодолеть и вырваться из Восточной Германии на Запад.
   Противостояние между двумя странами продолжалось вплоть до конца 80-х годов, когда изменилась геополитическая ситуация в целом. Перестройка, проводимая в Советском Союзе, изменила взаимоотношения между странами-членами ОВД. СССР больше не в силах был помогать ГДР кредитами, были также повышены цены на сырье, от которого зависело восточногерманское производство. Экономическая ситуация значительно ухудшилась, внешний долг страны вырос до 200 млрд. долларов. Население ГДР было настроено против правящей партии, что сначала выразилось в массовом бегстве через границу (из соседней Венгрии в ФРГ), когда в августе-сентябре 1989 года из страны бежало более 30 тысяч людей. В октябре в Восточной Германии прокатилась волна массовых демонстраций, главными требованиями которых были переход страны к демократии и объединение с Западной Германией. Кризис власти в правящей партии ГДР СЕПГ, отстранение от власти Генерального секретаря СЕПГ Э.Хонеккера в ноябре 1989 года, попытки провести в ГДР свою перестройку по советскому образцу - все это не могло спасти страну от катастрофы. Попытка обратиться к Генеральному секретарю КПСС М.С. Горбачеву за военной помощью тоже провалилась. Советский Союз отказался удерживать власть СЕПГ в стране силами своих солдат. В этих условиях Восточная Германия стала искать помощи у западного соседа. ФРГ эту помощь оказала. С этого момента идея воссоединения двух Германий в единое государство стала самой популярной идеей в народе. Массовые демонстрации привели к тому, что власти вынуждены были открыть границу. 9 ноября 1989 года Берлинская стена пала. За 3 последующих дня в Западной Германии побывало более 2 миллионов восточных немцев. Разлученные противоборствовавшими системами и границами родственники, наконец смогли встретиться. В массах царило предчувствие демократических перемен, наступления личной политической и экономической свободы. В начале 1990 года почти 80 % восточных немцев выступало за скорейшее объединение двух стран.
   Первоначально планировалось постепенно проводить объединение ГДР и ФРГ по плану, предложенному канцлером ФРГ Гельмутом Колем в ноябре 1989 г. и получившему название "10 пунктов Гельмута Коля". Однако постепенное объединение вскоре оказалось под угрозой. Когда первый порыв эйфории угас, восточные немцы начали понимать, что на Западе никто не намерен о них заботиться. Грядущее объединение пугало их предполагаемой потерей рабочих мест, сбережений, государственных пенсий и социальных льгот. Привычная, стабильная жизнь Восточной Германии оказалась под угрозой. Осознав это, восточные немцы стали по-другому смотреть на идею воссоединения двух стран. В апреле 1990 года социологический опрос показал, что уже только 9% населения были согласны перейти под юрисдикцию ФРГ; 38% - требовали разработки новой Конституции объединенного государства, где были бы в значительной степени защищены их права; а 42% - голосовали против объединения Восточной и Западной Германии, настаивая на принятии новой Конституции ГДР. Идея объединения оказалась под угрозой. В этих условиях решение было принято политиками. Гельмут Коль - решительный сторонник идеи объединения - ускорил процесс политических переговоров с руководством ГДР и стран, победивших во II Мировой войне. В результате 3 октября 1990 года - было объявлено об объединении Восточной и Западной Германии в единое государство - Федеративная Республика Германия. Процесс объединения был завершен.
   Германия снова стала единым государством, однако это не спасло ее от значительных социальных и экономических трудностей. Тяготы адаптации восточных немцев в западном мире в значительной степени легли на плечи западных немцев. Из-за выросших расходов государства на переустройство государственного аппарата, модернизацию производства, сельского хозяйства, системы коммуникаций в Восточной Германии (в 1991-1997 гг. эти расходы составили порядка 1,5 биллиона марок, с 1997 г. восточные земли обходятся бюджету ФРГ примерно в 100 млрд. евро в год), тяжесть налогового бремени на жителей "старых земель" возросла более чем в два раза. Был введен дополнительный налог "взнос солидарности", который ежегодно обязаны платить все жители Западной Германии. Параллельно с этим были существенно снижены пособия по безработице, социальные программы и размер пособий многодетным семьям. Западная Германия приняла на себя и обязательства по внешнему долгу ГДР.
   Однако проблемы западных немцев невелики по сравнению с проблемами восточной части населения. После объединения только 30% предприятий Восточной Германии были признаны рентабельными, 50% - требовали крупных вложений для их модернизации и 20% были признаны абсолютно безнадежными. В результате закрытия нерентабельных предприятий, банкротства большей части сельскохозяйственного производства уровень безработицы в восточных землях достиг катастрофического уровня - без работы оказался каждый 5 работоспособный человек. Найти работу в Восточной Германии оказалось невозможно, поэтому она стала резервуаром дешевой рабочей силы для запада. Отток рабочей силы из Восточной Германии велик и сейчас, уровень безработицы здесь составляет 18%, хотя в западных землях он вполовину ниже. Выходцы из восточных земель берутся за любую, самую низкооплачиваемую и не квалифицированную работу, что вызывает недовольство и презрение их западных соотечественников. Пренебрежительное отношение западных немцев к восточным привело к появлению термина "осси" и отнюдь не способствует нормализации отношений между ними, осознанию ими себя единым народом.
   Таким образом, сейчас, когда после объединения Восточной и Западной Германий прошло более 15 лет, ситуация в государстве по-прежнему достаточно сложная. Вряд ли сейчас результаты объединения можно однозначно считать положительными. По проведенному в октябре 2005 года социологическому опросу видно, что каждый одиннадцатый житель восточных земель желает вернуться к временам ГДР и жалеет об объединении Германии. Однако гораздо более опасной является тенденция к увеличению влияния радикально настроенных политических партий в Восточной Германии (неокоммунистов и неонацистов). На муниципальных выборах 2004-2005 годов во многих восточных землях эти партии получили 9-11% голосов избирателей. Это неудивительно, так как люди голосуют за представителей радикальных партий, пытаясь найти выход из тяжелого экономического и социального положения. Таким образом, очевидно, что немецкому правительству придется проделать еще очень большую работу, чтобы уничтожить разницу в экономическом развитии восточных и западных земель. Так же кажется очевидным, что потребуется много усилий, чтобы добиться создания единого национального самосознания немецкого народа. Только в этом случае Германия станет действительно единым государством, и в национальном, и в социальном, и в экономическом смысле.
   

к оглавлению