Создание ООН

  В современной системе международных политических, социальных и экономических взаимоотношений важнейшая роль принадлежит ООН. Создание этой организации стало одним из основных итогов II Мировой войны. К осознанию же необходимости создания международной координирующей организации политические силы разных стран пришли намного раньше. Научно-технический прогресс и расширение взаимных экономических и коммуникативных связей стали причинами возникновения зависимости различных суверенных государств друг от друга. Это привело к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Вначале их главной целью можно было считать контроль за интеграционными процессами, они были призваны развивать интеграционные тенденции в сферах транспорта, связи, отношений с колониями. Административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межгосударственных отношений.
  Новую страницу в их истории открыла I Мировая война. Осознание ее губительности для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление ряда проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн. Самый известный из этих проектов назывался "14 пунктов" и был составлен американским президентом В.Вильсоном. Он лег в основу создания Лиги Наций (1919 г.) - первой крупной международной организации. Однако, из-за внутренних противоречий в Уставе и действиях Лиги Наций, действительно определяющим фактором мировой политики она так и не стала.
  Новым мощным толчком к правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности стала II Мировая война. Еще до конца боевых действий возник вопрос о необходимости создания международной организации, которая заменила бы "устаревшую и ставшую недееспособной Лигу наций и занималась бы обеспечением мира и международной безопасности в послевоенный период. Это вопрос получил окончательное решение на конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в промежутке между Крымской и Потсдамской конференциями в апреле 1945 г. На ней было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Устав.
  Подписи под Декларацией об образовании ООН поставили представители 51 государства, в том числе и все ведущие страны мира. С этого момента количество стран-членов ООН постоянно возрастает и к сегодняшнему моменту их насчитывается 191. Существенно расширен и аппарат самой организации Сейчас она объединяет под своей эгидой более 30 организаций. В нее входят такие важные органы как ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки, созданная в 1948 г., ЮНЕП (1972 г.), в задачу которой входит разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания. Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии на мирных рельсах. Они сыграли и продолжают играть существенную роль при решении конфликтов, возникающих в различных регионах земного шара.
  
  Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Учреждения Организации Объединенных Наций разрабатывают нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения и способствуют совершенствованию телекоммуникаций и защите интересов потребителей. Организация Объединенных Наций является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, Организация Объединенных Наций и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом.
  В сентябре 2000 года члены Организации Объединенных Наций, включая 147 глав государств или правительств, собрались в Нью-Йорке, чтобы выработать международную повестку дня на начальный период нового столетия. По итогам их встречи была принята Декларация тысячелетия, в которой изложены поддающиеся количественной оценке цели, которых необходимо достичь в семи ключевых областях: мир, безопасность и разоружение; развитие и искоренение нищеты; охрана нашей общей окружающей среды; права человека, демократия и благое управление; защита уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки; укрепление Организации Объединенных Наций.
  В самой структуре ООН самыми значимыми органами являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея - это уникальный международный форум, в котором представлены все государства-члены ООН. Ее считают органом, ближе всего подошедшим к идее парламента наций. Здесь решаются самые насущные проблемы мира, открыто обсуждаются противоречия, существующие между странами, и изыскиваются пути для их преодоления.
  Подобно тому, как в демократическом обществе все люди имеют одинаковое право голоса, независимо от того, богаты они или бедны, обладают властью или нет, все страны в Генеральной Ассамблее имеют одинаковые права при голосовании. Таким образом, голосование в Генеральной Ассамблее представляет собой механизм, точно отражающий мнения международного сообщества. Хотя ее решения не имеют юридической силы для государств-членов, они представляют собой моральный императив сообщества наций. Совет Безопасности - это орган Организации Объединенных Наций, несущий основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и занимающийся кризисами, когда они возникают. В соответствии с Уставом решения Совета имеют обязательную силу; государства-члены обязаны выполнять их.
  В состав Совета входят 15 членов: 10 непостоянных членов, периодически избираемых всеми государствами-членами на двухгодичный срок; и 5 постоянных членов. При голосовании больший вес имеют голоса постоянных членов - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Любая из этих стран может заблокировать предложение, проголосовав против него, даже если остальные четыре постоянных и все непостоянные члены голосуют за это предложение. Такая прерогатива называется "правом вето".
  В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.
  
  Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.
  Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования.
  Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении эскалации боевых действий. Кроме того, он направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного урегулирования. Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.
  По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Совет Безопасности принял меры превентивного или принудительного характера. Государство-член, систематически нарушающее изложенные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета.
  ООН существенно отличается от своих предшественников тем, что обладает собственным штатом сотрудников, денежными и военными ресурсами, что позволяет ей играть важную роль в разрешении и улаживании различных межгосударственных конфликтов. По существующим данным, в период с 1948 по 1991 г. было проведено 23 операции ООН по поддержанию мира. С 1992 г. Совет Безопасности санкционировал проведение еще 10 подобного рода операций. В настоящее время проводится 17 операций, в которых задействовано 70 тыс. военнослужащих. У генерального секретаря ООН в распоряжении танки, грузовики, спутниковая связь, т.е. такие силы и средства, которым позавидовали бы многие главы государств. Сегодня службы ООН способны развернуть в любом уголке земного шара лагерь в 50 тыс. палаток или накормить 1 млн беженцев в какой-либо африканской или азиатской стране. Ее продовольственная программа в состоянии поддержать жизнь населения целых стран.
  В последние годы усиление ее миротворческого потенциала особенно отчетливо проявилось при урегулировании конфликтов в Персидском заливе и Намибии. В 1990 г., санкционировав применение многонациональных сил против Багдада, который напал на суверенное государство Кувейт, Совет Безопасности ООН продемонстрировал волю наказать агрессора. Операция ООН в Намибии послужила свидетельством того, что при определенных условиях эта организация способна разрешить не только международные, но и некоторые внутренние конфликты в тех или иных странах. Намибийский конфликт был разрешен с минимальными осложнениями путем привлечения в процесс переговоров всех конфликтующих сторон. ООН успешно справилась со взятой на себя ответственностью за управление страной в переходный период, сохранение мирной обстановки на всей ее территории, контролем за проведением свободных выборов и выводом иностранных войск из Намибии и Анголы.
  Тем не менее существует ряд объективных причин, существенно снижающих эффективность работы ООН в важнейших направлениях. Прежде всего, это растущая зависимость организации от ведущих стран мира, особенно США, что с полной определенностью было продемонстрировано беспомощностью ООН перед несанкционированным вводом американских войск в Ирак в 2003 г. Это проявилось и в том факте, что мировое сообщество в течение нескольких лет по сути дела безучастно смотрело на кровавые события в бывшей Югославии. ООН, как правило, может более или менее эффективно действовать, когда руководство берут на себя великие державы. Но если между ними нет согласия, всякое мероприятие, как правило, кончается неудачей.
  Еще одной из главных причин, ограничивающих деятельность ООН, являются финансовые трудности. Так, на 31 июня 1994 г. она имела задолженность в размере 2,5 млрд долл. на проведение операций по поддержанию мира.
  Таким образом, мы можем говорить, что на настоящий момент ООН, являясь одной из наиболее влиятельных политических стран мира, стоит на пороге необходимых реформ, чтобы сохранить свою независимость и усилить эффективность своей работы.
  

к оглавлению