Гуманитарная кафедра


"Домострой" и "Юности честное зерцало"

    "Домострой" - свод нравственных норм, правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. "Домострой" сложился не сразу. Сначала он бытовал как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. В окончательном виде "Домострой" сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, собирания национального опыта, объединения и консолидации. Автором книги (точнее, составителем и редактором) был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр. "Домострой" содержит рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей. Читая этот памятник, мы как бы приподнимаем завесу над жизнью русской семьи в XVI веке. Его предписаниями руководствовались и в последующие века на Руси, особенно в крестьянских и купеческих семьях. Однако с течением времени его правила стали восприниматься как пережитки прошлого. Понятие "домостроевщина" стало означать наиболее архаичные, патриархальные обычаи семейных отношений.
    Другой памятник, "Юности честное зерцало", содержит нормы поведения для юношества. "Зерцало" было составлено в эпоху Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления. При составлении "Зерцала" использовались аналогичные иностранные сочинения, в основном - немецкие. Эта книга была популярна в XVIII веке, при Петре она издавалась трижды. Некоторые "пропагандируемые" нормы были приняты еще в допетровской Руси, но некоторые идеи морали могли появиться только в условиях реформы Петра (поощрение личных заслуг молодого дворянина, стремление к службе, пропаганда наук).
   
   Вопросы:
   1. Как вы считаете, нужны ли были рекомендации и поучения "Домостроя" и "Зерцала"?
   2. Кому адресованы эти книги? Пользовались ли они популярностью?
   3. Почему составлением "Домостроя" занимался священник?
   4. Восстановите круг забот и интересов средневекового русского человека, его ежедневные обязанности, жизненные ценности. Какими качествами должен обладать мужчина, глава семьи? Какие женские качества прославляются "Домостроем"?
   5. На развитие каких качеств делался в "Домострое" упор в воспитании детей? Для чего было нужно наказание?
   6. Считаете ли вы "Домострой" показателем развития культуры или негативным явлением?
   7. Как соединилась в "Зерцале" русская традиция воспитания ("домостроевская") и новые западные веяния?
   8. Нарисуйте словесный портрет идеального молодого человека в соответствии с нормами "Зерцала".

Перевод на современный русский язык В.В. Колесова

Домострой
Сильвестровская редакция

Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление каждому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам и служанкам

1. Наказание (поучение) от отца к сыну

    Благословляю я, грешный и поучаю и наставляю, и вразумляю сына своего и его жену и их детей, и домочадцев: следовать во всем христианским заветам и жить с чистой совестью и в правде, с верою творя волю Божию и соблюдая заповеди Его, себя укрепляя в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, - не насилием, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом доме, и всегда в порядке. Передаю вам писание это на память и вразумление вам и детям вашим. Если этого моего писания не примете и наставления не послушаете и по нему не станете жить и поступите не так, как здесь написано, то сами себе ответ дадите в день Страшнаго Cуда, я же вашим проступкам и греху не причастен, то вина не моя: я ведь благословлял на благочинную жизнь и, но если мое простое поучение и слабое наставление в этом писании со всею чистотою душевной, прося у Бога помощи и разума, насколько возможно, и, коли Бог вразумит, в дело его претворите, будет на вас милость Божия и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до века, и дом ваш и дети ваши и богатство да будут благословенны и исполнены всяких благ во веки веков. Аминь.

7. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным

    Царя бойся и служи ему с верою, и всегда о нем Бога моли, тем паче не лги ему, но с почтением правду ему говори, как самому Богу, и во всем повинуйся ему; если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя бояться: этот временный, а небесный вечен, он - судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь и должную им почесть воздавайте, ибо князь послан Богом карать злодеев. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних, как братьев, почитай, немощных и скорбных утешь любовью, а младших, как детей, возлюби - ни одному созданию божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи: если обидят - не мсти, если хулят - молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах.

10. Как священников и иноков в свой дом приглашать и молиться

    А в некоторые праздники по завету своему призывайте священников в дом свой.
    А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высылать без разрешения и без благословения - святотатство и самовольство, таких людей всегда осуждают. Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет тебя пригласивший и скажет: "Дай ему место!" - и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место; но, если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: "Друг, садись выше!" - тогда будет тебе почет от остальных гостей, ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется. Когда поставят пред тобою многоразличные яства и пития и если кто-то знатнее тебя будет из приглашенных, не начинай есть раньше его; если же ты почетный гость, то поднесенную пищу первым есть начинай. У некоторых боголюбцев в изобилье бывает еда и питье, и все, что останется нетронутым, убирают, потом и еще кому-то сгодится. Если же кто-то, бесчувственный и неискушенный, не учен и невежда, не рассуждая все блюда подряд начинает, уже насытясь и не заботясь о пище, о сохранении блюд, будет такой обруган и обсмеян, и обесчещен Богом и людьми.

11. Как кормить приходящих в дом чинно

    Перед началом трапезы священники прежде всего Отца и Сына и Святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, и тогда им ангелы невидимо предстоят и записывают дела благие, а еда и питье бывают в сладость; если же сначала предложенную еду и питье похулят, сразу будто в отбросы превращается то, что они и едят. А если при этом бесстыдные речи и непристойное срамословие, и смех, и всяческие забавы или игра на гуслях, и пляска, и хлопание в ладоши, и прыжки, и всякие игры, и песни бесовские, - тогда как дым отгоняет пчел, так отойдут и ангелы божьи от этой трапезы и непристойной беседы; и возрадуются бесы.
    И если перед кем-то ставишь еду или питие и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их и говорить: "гнилое", или "кислое", или "пресное", или "соленое", или "горькое", или "протухло", или "сырое", или "переварено", или какое-нибудь еще порицание высказывать, но подобает дар божий - всякую пищу расхваливать и с благодарностью есть, и тогда Бог нашлет благоухание и превратит горечь в сладость. Если же какая еда или питье не годятся, наказывать домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.

15. Как детей своих воспитывать в поучении и страхе божьем

    А пошлет Бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей, и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог способности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И беречь, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем и добром наставлении и научены всякому разуму и вежливости, и ремеслу, и рукоделию,-такие дети с родителями своими будут Богом помилованы и добрыми людьми восхвалены, а вырастут-добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или по божьей милости своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таких - то какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то получат у Бога право просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

16. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать

    Если у кого дочь родится, то рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек, все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху божью и знаниям учатся, а приданое им понемногу прибывает; только лишь замуж сговорят - тут все и готово. А кто заранее о детях не подумает, то как замуж отдавать, тотчас же и покупать все, так что скорая свадьба вся на виду; а коли по божьему желанию дочь та преставится, то ее приданым поминают душу ее в сорокоуст и милостыню из него же дают. А если есть и другие дочери, таким же образом и о них заботятся.

16. Как детей учить и страхом спасать

    Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них свою строгость, тем сохранишь их от бед телесных: и ты не посрамишь лица своего, если в послушании ходит, и не твоя вина, если по глупости нарушит она девство свое и станет известно знакомым твоим, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, - это словно великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься, никогда не сердясь на нее. Любя же сына своего, умножай ему раны, - и потом не нахвалишься им; наказывай сына своего с юности и порадуешься за него позже в зрелости, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в запретах - и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет для тебя досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.

18. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

    Чада, вслушайтесь в заповеди господни, любите отца своего и мать свою и слушайте их, и повинуйтесь им Бога ради во всем, и старость их чтите, - и благо вам будет, и долго пребудете на земле. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, - пусть отлучат от церкви и от всех святынь, и пусть умрет он лютою смертью от казни, ибо написано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери.
    Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь как и они о вас. Не говори много: "Оказал им добро одеждой и пищей и всем необходимым", - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему с трепетом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его.

19. Как человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословись

    В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну и дочери, или слуге мужчине и женщине, и старому и малому всякое дело начать или рукодельничать: или есть, или пить, или еду готовить, или печь что и разные припасы делать и всякое рукоделье исполнять, и всякое ремесло, и, приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего - святым образам поклониться трижды в землю, и с тем и начать всякое дело, тогда ему божья милость сопутствует, ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут. А есть и пить с благодарностью - будет сладко; что впрок сделано, то мило, делать же с молитвой и с доброй беседой или в молчании, а если во время дела какого раздастся слово праздное или непристойное, или с ропотом, или со смехом, от такого дела и от такой беседы божья милость отступит. А кто в еде и в каком рукоделье не чисто готовит и в ремесле каком что украдет или соврет и притом побожится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет, - так те все дела неугодны Богу, и тогда запишут их на себя бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного Суда.

20. Похвала женам

    Если дарует Бог жену добрую, то лучше она камня драгоценного, такая из выгоды не оставит, всегда наладит мужу своему хорошую жизнь.
   Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками своими, будь, как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает в ночи; и даст она пищу и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достоянье намного; препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело, и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды труда подает нищим, - не беспокоится о доме муж ее: самые разные одежды расшитые сделает мужу своему и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всегда друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая и трудолюбивая, и молчаливая - венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую - только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь.

21. Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить

    Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам - не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к сред ним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым, вся кое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, вся кую же обиду с благодарностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобной безрассудства избегать, а в ответ не мстить. А домочадцев своих учи страху божию и всякой добродетели, и сам то же делай.

22. Каких людей держать и как о них заботиться во всяком учении и в божественных заповедях, и в домашней работе

    А людей дворовых у себя держать хороших, чтобы знали ремесло, кто какого достоин и какому ремеслу учен, не был бы ни вор, ни бражник, ни игрок, ни грабитель, ни разбойник, ни блудник, ни колдун, ни мошенник, ни обманщик; всякий бы человек у хорошего хозяина научен был страху божию и знанию, смирению, и всем добродетелям, доброй заботе, не солгал, не разломал, нико бы не обидел, сыт бы был да одет; а чем господин пожалует: платьем или лошадью, или пашенкой, или какою торговлею, да и сам что приобретет своими трудами, - из этого лучшее платье верхнее и нижнее, и рубашку, и сапоги носить по праздникам и при добрых людях в хорошую погоду, а всегда бы было чистенько, и не измято, и не загрязнено, и не облито, и не намочено, и не разорвано. И всем дворовым людям приказ: всегда работать в старой одежде, а как перед господином и на люди - в чистом повседневном платье, а в праздники и при добрых людях или с господином, или с госпожою куда идти, то в лучшем платье; и беречь его от грязи и от дождя.

25. О праведном житии, если кто по-божески живет и по заповедям господним, и по отеческому преданию, и по христианскому закону, и если владетель судит справедливо и нелицемерно всех одинаково - богатого и бедного, ближнего и дальнего, то удовлетворены будут сборами справедливыми, и так поступать

    Если же в селах, а также и в городах, и по соседству кто добр, то у своих крестьян или в силу власти, в приказе сидя, законные сборы в нужное время взимает не силою, не грабежом, не мучением; а коль чего не родилось и заплатить нечем, так он немного послабит; а у соседа или у своего крестьянина чего недостало на семена, лошади или коровы нет, или господскую подать не с чего сдать, то ему ссудить и помочь, а коль и у самого мало, то занять, но о подобных позаботиться от души и от любого обидчика уберечь их в суде.

26. Как жить человеку, рассчитав свою жизнь

    А во всяком своем имуществе: и в лавочном, и в любом товаре, и в казне, и в домах, или в дворовом всяком припасе, деревенском ли или ремесленном - и в приходе и в расходе, и в займах, и в долгах всегда все себе отмечать, тогда и проживешь, и имущество сохранишь, по приходу и расход.

29. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться

    Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте, как уже впереди указано было. Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, женкам и девкам работу указать на день, каждой - свое: кому дневную пищу варить, а кому хлебы печь ситные и решетные, - да и сама бы хозяйка знала, как муку сеять, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать, и испечь, и кислые, и пышные, и выпеченные, а также калачи и пироги; да знала бы, сколько муки возьмут и сколько испекут, и сколько чего получится из четверти или из осьмин или из целого решета, и сколько высевков отойдет, и сколько испекут, - мер знать во всем. Когда же хлебы пекут, тогда и одежд стирают; так в общей работе и дровам не убыточно, но нужно приглядывав как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золь и на сколько рубашек, да хорошо бы постирать, прокипятить и начисто выполоскать, и высушить, и разгладить и скатерти, и убрусы, и платки;. также и счет всему самой знать, отдать и взять все сполна, и бело и чисто; а ветхое осторожно бы залатали, все сироткам сгодится. А когда хлебы пеку: того же теста велеть отложить да пироги начинить; и если пшеничный пекут, то из обсевков велеть пирогов наделать, в скоромные дни со скоромной начинкой; какая случится, а в постные дни с кашей или с горохом, или со сладким, или с репой, или с грибами, или с рыжиками, или с капустой, - что Бог подаст, всей семье в утешенье. И всякую бы еду жена сама бы знала да умела и приготовить и служек. А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками - какую чему научили, а то все и доглядеть, и заметить. И каждой бы мастерице сама хозяйка отвесила и отмерила пряжи и тафты, и камки, золотой и серебряной ткани, и рассчитать, и указать, сколько чего надобно и сколько чего дать и выкроить, и примерить, самой знать всякое рукоделие и малых девок учить. А сама бы хозяйка ни в коем случае никогда, разве что занедужит, без дела не находилась, так что и служкам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья - всегда б и сама над рукодельем сидела: за то ей честь и слава, а мужу похвала; никогда бы слуги хозяйки не будили, но сама хозяйка будила слуг и, спать ложась после трудов, всегда бы молилась.

30. Мастерицы хорошие жены - доход и сбереженье всему; а с того, что скроит, остатки и обрезки сохранять

   А хорошая домовитая жена понятливостью своей и наставлением мужа наготовит на все, что нужно: то окрашено на летники и на кафтаны, и на сарафаны, а иное у нее для домашней носки перекроено и перешито; а если больше потребного наделают, то и продаст, а что нужно, купит, и потому у мужа денег не просит. А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны, - то все самой велеть при себе кроить, и все остатки бы были прибраны мелкие в мешочки, а остатки скручены и связаны, и все разобрано по размеру и припрятано, и как потребуется сделать что из ветхого, или нового не хватило, - а то все есть и в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки все и дома нашлось.

34. Каждый день жене мужа обо всем спрашивать и советоваться обо всем: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чем говорить с гостьями

    А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всем хозяйстве и напоминала, что следует; а в гости ходить и к себе звать, и пересылаться, с кем разрешит муж, а коли гостья зайдет, или сама где будет, сесть за столом - лучшее платье одеть и беречься всегда хмельного пития; а с гостьями беседовать о рукоделье и о домашнем устройстве, как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знает, то у добрых жен спрашивать послушно и вежливо и, кто что укажет, на том низко челом бить. Все хорошее примечать и всему внимать, и, прийдя домой, обо всем рассказывать мужу перед сном; с такими-то хорошими женами пригоже встречаться не ради еды и питья, но ради доброй беседы и науки ради, чтобы запоминать для себя все это впрок, а не пересмешничать и попусту не болтать.

36. Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, и о том, чтобы тайком не держать ничего нигде, а клевете и обману слуг без проверки не верить; как их строгостью наставлять, да и жену тоже, и как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно

    А у жены никак никогда и никоим образом хмельного питья бы не было, ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений; питье находилось бы в погребе на леднике, а жена пила бы бесхмельную брагу и квас, и дома, и на людях. Жене тайком от мужа не есть и не пить, и захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать. Крепко беречься всякого зла, а ложные речи рабов своих и рабынь не пересказывать мужу и зла не держать, а.кто натворит что, об этом прямо и без прибавок сказать; с чем же сама не может управиться - если дурное дело, то мужу сказать всю правду, если же какая женка или девка не слушается, ни слово, ни наставления не действуют на нее, или пакость какую учинит, - все то с мужем решить, какое кому наказанье назначить. А сразу завтракать мужу и жене никак не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить в положенное время.

39. Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает, и жену, и домочадцев учит, милость от Бога примет

    Если же муж и сам не делает того, что в этой книге писано, и жену не учит, и дом свой не по заповеди устраивает, и о своей душе не радеет, и людей своих этим правилам не учит, - и сам он погиб в этом веке и в будущем, и дом свой погубит. Если же добрый муж радеет о своем спасении, и жену наставляет, да притом и домочадцев своих всякому страху божию учит и правильному христианскому житью так, как написано здесь, то он со всеми вместе в благости с Богом жизнь свою проживет и милость божью получит.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm

Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов

   1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев (домочадцы, слуги из челяди) просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.
   2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.
   3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.
   5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
   6. Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни они к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так, мои государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.
    7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалить и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно.
    12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.
    14. От клятвы чужеложства (блуда), играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.
    26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаиваться было. И дабы иногда новой его побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами.
   27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.
   32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит от дран.
   47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.
   48. Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.
   50. Когда кто своих домашних в страсе содержит, оному благочинно и услужено бывает, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и унижать.
   51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.
   52. Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика, то вскоре такого надобно отослать. Ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и противной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет диавол свою утеху.
   56. Никто честновоспитанный возгрей (соплей) в нос не втягива подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя в вниз глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и вывергает.
   57. Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого ни чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог чуствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.
   58. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.
   59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
   61. Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно, постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.

http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12289&ob_no=12770

Rambler's Top100