Гуманитарная кафедра
|
|
Законодательство Петра I о системе государственной власти
Создавая стройную "регулярную" систему государственных органов, Петр I стремился к всесторонней и подробной регламентации их деятельности. Для каждого учреждения создавалась специальная инструкция, свой регламент. Ниже приведены тексты некоторых документов петровского времени.
Генеральный регламент (1720 г.) устанавливал порядок деятельности всех государственных учреждений. Его основные положения и идеи сохраняли свое значение в течение многих последующих десятилетий. В соответствии с Генеральным регламентом строилась работа государственных органов вплоть до 1917 г. Указ "Введение протоколов" (1714 г.) предписывал рассматривать любое дело только при составлении протокола. Петр надеялся, что эта мера повысит ответственность чиновников за порученное дело и вместе с тем воспрепятствует произволу отдельных влиятельных лиц. В указе "О должности Сената" (1722 г.) развивались и конкретизировались идеи Генерального регламента. Сенат стал центром новой системы управления, был поставлен над коллегиями и прочими учреждениями. Указ "Запрещение подачи личных жалоб царю" тоже характерен для бюрократического управления. Между монархом, обладавшим неограниченной властью, и управляемым им народом встал бюрократический аппарат, иерархически выстроенный и призванный освободить царя от множества мелких забот, в том числе от разбора жалоб частных лиц. Табель о рангах (1722 г.) определяла порядок прохождения государственной службы (военной и штатской) и устанавливала лестницу чинов. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать", - гласила одна из описательных статей закона.
Вопросы:
1. Какими соображениями руководствовался Петр I, перестраивая систему управления страной и вводя детальную регламентацию государственной жизни?
2. Как вы оцениваете стремление государства регламентировать политическую и социальную жизнь общества?
3. Как вы считаете, петровские реформы были в духе социальной традиции русского общества предшествующих веков (строгая иерархичность, чинопочитание, оценка значения личности по ее месту в государственной структуре) или противоречили ей?
4. Против каких пороков бюрократии XVII века направлены распоряжения Петра I? Как он намеревался их исправить?
5. Какие из веденных Петром принципов управления государством действуют до сих пор или могли бы оказаться полезными в наше время?
6. Как в "Табели о рангах" проявились политические идеи Петра? Изменила ли "Табель о рангах" социальное деление русского общества? Какие перемены в положении русского дворянства повлекло принятие этого документа?
7. Почему Петр I, всегда желавший возвышения Русского государства, принял титул императора только в 1721 г., почему он не сделал этого раньше? Зачем понадобился указ, подробно расписывавший, как и в каких случаях именовать Петра I?
8.Какова роль самого царя Петра в преобразованиях начала XVIII века? Как на примере его правления можно рассмотреть проблему роли личности в истории?
Генеральный регламент
Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, тако ж коммерции, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур коллегии[1].
Гл. III.- О назначенных к сидению днях и часах.
Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов[2], в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу, и быть по 5 часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться и те дела отправлять; а канцелярским служителям сидеть во все дни и съезжаться за час до судей[3], а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения - неделя вычета жалованья.
Гл. V.- О докладах в коллегии.
Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов: то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела[4]. Должность чина секретарского в том состоит, что ему на всех приходящих письмах и доношениях номера подписывать и на них числа, когда поданы, приписывать, и об оных без всякого подлога или пристрастия по номерам и числам доносить, разве когда дела такие случатся, которые остановки иметь не могут. Тако жив челобитчиковых делах.
Гл. IX.- О свободных днях от трудов.
Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, такожде надлежит коллегиям декабря от 25 января до 7 дня, в Великий пост первую и страшную, сырную[5] и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу.
Гл. XXIII.- О камор аудиенции (или судейского правления).
Каморы аудиенции[6] коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убраны, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыт, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышепомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется.
Гл. XXV.- Надзирание на поступки служителей.
Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители при коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то однако ж надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтоб в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить.
Рабочая неделя Петра I
Понедельник, вторник, среда, четверг - делать Устав Адмиралтейский.
Пятница - в Сенат, субботнее утро - история о войне[7], воскресное утро - чужестранные дела.
А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.
Писано в 31 де. октября 1721 г.
Письмо Петра царице Наталье Кирилловне (14 августа 1693 г.)
Государыне моей матушке царице Наталье Кирилловне.
Изволила ты писать, что я тебя, государыню, опечалил тем, что о приезде своем не отписал. И о том и ныне подлинно отписать не могу, для того, что дажидаюсь караблей[8], а как ане будут, о том нихто не ведает, а ожидают вскоре, потому что более трех недель отпущены из Амстердама; а как ане будут, поеду тот час день и ночь. Чего для изволишь печалитца обо мне? Изволила ты писать, что предала меня в паству Матери Божией; и такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я един, но и мир сохраняет Господь. За сем благословения прошу.
Недостойный Петрушка.
От Города[9], августа в 14 день.
Письмо царевне Наталье Алексеевне (июль 1696 г.)
Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров, по письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят, прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли[10], да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе.
Piter.
[Введение протоколов]
О заведении в Сенатах, советах военных и губернских протоколов для внесения в оные определений по всем делам; о недаче голосов при совещаниях, о подписании членами собрания протоколов, о составлении решительного определения по большинству голосов и о записке в протокол особенных мнений, несогласных с общим решением.
Мы, Петр Первый, царь и самодержец Всероссийский, и проч. и проч.
Указали для лучшего порядка, как в Сенате, так и в войсках, и губерниях всем делам чинить протоколы, когда какое дело решить, или какой указ куда послать, или что вновь постановить, а без того отнюдь не дерзать никому.
Когда какое дело надлежит делать, воинское или гражданское, тогда надлежит собрать всех, которые к тому призваны. Буде же секретное дело, то несколько персон, а именно не меньше трех. Предложенное дело честь[11] секретарю, и, прочетчи, спрашивать с низу по одному, и записывать всякого мнение, которое каждый должен закрепить своею рукою; а когда все подпишут свое мнение, тогда диспуты иметь, и с той диспуты, куда более голосов явится, так и вершить[12]; кто чает[13], что то неправо, то хотя и подписал, его спор[14] особливо означить в протоколе. Буде же кого не будет за болезнью, к тому на двор дело посылать, чтоб, прочетчи, закрепил, а без того не чинить ничего. Секретарям и дьякам, под смертною казнию, никаких указов о решении дел не крепить одним по приказу своих принципалов, как прежде бывало. А прочие дела, которые не подлежат решению, суть следующие: сделать выписку, велеть какое дело изъяснить и прочие тому подобные, подписывать секретарю или дьяку.
О должности Сената
1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их также и генерал- и обер-прокуроров, и обер-секретаря и секретаря и протоколиста, никакой не званой персоне не входить, в то время, когда советы отправляются.
2. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генерал-прокурору, который должен представить в Сенате, а чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.
3. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о зачатии какой войны, мора.
4. Какие челобитные поданы будут за неправый суд коллегий и канцелярий, когда придет до сентенции[15], тогда учинить присягу пред Богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая и по дружбе и свойству не маня.
9. А дела слушать и решать следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить и, выслушав, буде дело неважное, в то время приговаривать с нижних голосов[16] и решить, а ежели которого дела вскоре решить будет не можно, то встав, и кто с кем за благо рассудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по рассуждению генерал-прокурора, а как то время пройдет, тогда сесть всем по своим местам и голосы свои давать с низу один по другом; а ежели случится зело тяжкое, которое в короткое время не может решиться: то отложить и до другого дня.
10. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах.
11. Надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить.
12. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно.
[Запрещение подачи личных жалоб царю]
О неподаче государю прошении о таких делах, которые принадлежат до рассмотрения на то учрежденных правительственных мест, и о нечинении жалоб на Сенат под смертною казнью.
Челобитчики непрестанно его царскому величеству докучают о рвоих обидах везде, не дая покою; и хотя с их стороны легко рассудить можно, что всякому своя обида горька есть и несносна, но при том каждому рассудить же надлежит, что какое их множество, а кому бьют челом, одна персона есть, и та коликими трудами объята, что всем известно есть; и хотя б и таких трудов не было, возможно ль одному человеку за так многими усмотреть? Однако ж его величество, несмотря на такие труды в сей тяжкой войне, в которой не только что войну весть, но все вновь людей во оной обучать, уставы воинские делать принужден был, и сие с помощью Божиею в добрый порядок привел. Ныне милосердуя его величество о народе и о земском справедливом правлении, трудится и сие в такой же добрый порядок привесть, как и воинское дело, чего ради учинены коллегии, в которых президенты не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели. В коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить. Ныне же объявляется указ, как челобитчикам с нынешнего 1719 года поступать надлежит.
1. Чтобы никакого чина[17] люди о делах, принадлежащих до расправы на то учрежденного правительства, самому его царскому величеству прошение не подавали.
2. Для полного удовольства челобитчикам будут везде по знатным губерниям и по городам учреждены суды, а над ними вышний Надворный суд в знатных губерниях[18], куда от нижних судов, ежели неправедно вершат или волочить за срок[19] будут, переносить.
3. Если же Надворный суд дела неправо решит, тогда бить челом в Юстиц-коллегию.
4. Буде же коллегии Юстиции суд правосудного решения не учинит, тогда о том со изъяснением причин подавать челобитные секретарю сенатскому.
5. В случае же, что челобитчики от своей продерзливости[20] и Сената правосудием не удовольствуются, потом Им уже никуда своего челобитья не иметь, понеже Сенат в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть; и кто дерзнет о том его ж величеству бить челом, и тот смертному осуждению будет повинен.
6. Но разве такое спорное новое дело объявится, которого решить Сенату без именного от его царского величества указа отнюдь будет нельзя, тогда ему Сенату доносить его величеству, и, получа, решить.
Табель о рангах
класс |
Воинские |
Статские |
Придворные |
[нет] |
Сухопутные |
Гвардия |
Артиллерийские |
Морские |
[нет] |
[нет] |
1 |
Генерал-фельдмаршал |
[нет] |
[нет] |
Генерал-адмирал |
Канцлер |
[нет] |
2 |
Генералы от кавалерии и инфантерии |
[нет] |
Генерал-фельдцейхмейстер |
Адмиралы |
Действительные тайные советники |
Обер-маршал |
3 |
Генерал-лейтенанты |
[нет] |
Генерал-лейтенант |
Вице-адмиралы |
Генерал-прокурор |
Обер-шталмейстер |
4 |
Генерал-майоры |
Полковник |
Генерал-майор |
Шаутбенахты |
Президенты от коллегий, тайные советники, обер-прокурор |
Обер-гофмейстер, обер-камергер |
5 |
Бригадиры, генерал-провиантмейстер |
Подполковники |
Подполковники от артиллерии |
Капитаны-командоры |
Вице-президенты коллегий |
Гофмейстер, обер-гофшталмейстер, тайный кабинет-секретарь |
6 |
Полковники, казначеи, обер-провиантмейстер, генерал-адъютанты |
Майоры |
Полковники-инженеры |
Капитаны первого ранга |
Прокуроры в коллегиях статских, президенты в надворных судах, канцелярии тайные советники Иностранной коллегии, обер-секретарь Сената, советники в коллегиях |
Действительные камергеры, гофмаршал, обер-егермейстер, первый лейб-медикус |
7 |
Подполковники, генерал-аудиторы, провиантмейстеры |
Капитаны |
Майоры, подполковники-инженеры, обер-контролер |
Капитаны второго ранга, контролер |
Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства, зкэекутор при Сенате, обер-фискал, прокуроры при надворных судах |
Гофмейстер при ее величестве императрице, лейб-медикус при ее величестве императрице |
8 |
Майоры, обер-фискал |
Капитан-лейтенанты |
Майор-инженер |
Капитаны третьего ранга, корабельные мастера |
Обер-секретари прочих Коллегий, асессоры |
Титулярные камергеры |
9 |
Капитаны, флигель-адъютанты при генерал-фельдмаршале, полевые почтмейстеры |
Лейтенанты |
Капитаны лейтенанты, капитаны инженеры, обер-аудитор, квартир-мейстер, комиссары у пороховых и селитренных заводов |
Капитаны лейтенанты, галерные мастера |
Титулярный советник, профессоры при академиях, докторы всяких факультетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государственных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначей при монетном деле |
Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, обер-кухенмейстер, камер-юнкеры |
10 |
Капитаны-лейтенанты |
Унтер-лейтенанты |
Лейтенанты, капитаны-лейтенанты инженерские |
Лейтенанты |
Секретари прочих коллегий, бургомистры губерниях, переводчики Воинской, Адмиралтейской. Иностранной коллегий, протоколисты тех же коллегий, асессоры в надворных судах губерниях, бергмейстер |
[нет] |
11 |
[нет] |
[нет] |
[нет] |
Секретари |
[нет] |
[нет] |
12 |
Лейтенанты |
Фендрики |
Унтер-лейтенанты, лейтенанты инженерские |
Унтер-лейтенанты, шкиперы первого ранга |
Секретари в надворных судах и канцеляриях в губерниях, камериры при коллегиях, ратманы в резиденции |
Гоф-юнкеры, надворный пекарь |
13 |
Унтер-лейтенанты, флигель-адъютанты |
[нет] |
Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские |
[нет] |
Секретари а провинциях, почтмейстеры в Санкт-Петербурге и Риге, коллежские: переводчики, протоколисты |
[нет] |
14 |
Фендрики (прапорщики) |
[нет] |
Инженерские фендрики |
Шкиперы второго ранга |
Фискалы при надворных судах и губерниях, асессоры провинциальных судах, архивариус, актуариус, регистратор и бухгалтеры при коллегиях, почтмейстеры в Москве и прочих городах |
Гофмейстер пажей, надворный библиотекарь, надворный квартирмейстер, надворный аптекарь |
Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом и со оными рангами каждому поступать надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны, имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства.
2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земле сухопутному над морским.
3. Кто выше своего ранга будет почести требовать или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья; из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а достальные имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые, якобы добрые друзья и соседи, съедутся или в пубдичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божией, при дворцовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновых съездах, при браках, при крещениях и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равный же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам, получить: вышеписаный штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.
4. Тако ж де не имеет никто ранг взять по характеру, который он в чужих службах получил, пока мы его оного характера не подтвердили.
5. Все замужние жены поступают в рангах по чинам мужей их.
6. Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной ассамблее, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других нижнего чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какого рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут.
7. Напротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются. И девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге. И проч. против того, как следуют ранги.
9. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить: Обер-гофмейстерина у ее величества государыни императрицы, имеет ранг над всеми дамами. Действительные статс-дамы у ее величества государыни императрицы, следуют за женами действительных тайных советников. Действительные камер-девицы, имеют ранг с женами президентов от коллегий. Гоф-дамы, с женами бригадиров. Гоф-девицы, с женами полковников.
11. Все служители российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были, имеют оных законные дети и потомки в вечные времена лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были.
13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхний заслужил из дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. И впредь на ваканции не с стороны, но порядком, как в воинских чинах производятся.
15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян; то тогда кто получит чин, оный суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, тогда дворянство давать только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне.
[Тутул Императора Всероссийского]
О императорском титуле в грамотах, указах, прошениях и приговорах.
1. В грамотах в иностранные государства.
Божиею поспешествующею милостию мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, князь Эстляндский, Лифляндский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северные страны повелитель и государь Иверские земли, Карталинских, и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных наследник, государь и обладатель.
2. В грамотах же внутрь государства.
Божиею милостию мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский.
4. В челобитных и в отписках.
Всепресветлейший, державнейший, император и самодержец Всероссийский, Петр Великий, Отец Отечествия, государь всемилостивейший.
В средине, пред прошением.
Всемилостивейший государь, прошу вашего императорского величества.
Во окончании.
Вашего императорского величества нижайший раб имярек.
В приговорах.
По указу его императорского величества.
В пашпортах.
По указу его величества Петра Великого, императора и самодержца Всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая.
Хрестоматия по истории России: в 4 т. Том 2. М., 1995. С. 124-171
Примечания:
[1] В отличие от приказов XVII века компетенция коллегий была четко определена, каждой из них поручалась определенная отрасль управления.
[2] Речь идет о наиболее значимых церковных праздниках, так называемых двунадесятых (в году их было всего 12), а также о праздновании именин - дней святых, соименных с императором и членами его семьи. Например, для Петра I - это день апостолов Петра и Павла (29 июня), который объявлялся выходным.
[3] Судьи - имеются в виду полноправные члены коллегии. Термин судьи употреблялся еще в XVII в.- так тогда называли бояр или дьяков, возглавлявших приказы. Сохранение этого термина свидетельствует о том, что Петру I не удалось при создании коллегий разделить судебную и административную власти, которые были нераздельны и в XVII в.
[4] Приватные дела - дела по просьбам, жалобам (челобитным) частных лиц.
[5] 25 декабря - в праздник Рождества Христова - начинались рождественские праздники, продолжавшиеся до 6 января (Крещения). Светлая неделя - первая после Пасхи, посвящается празднованию Светлого Христова Воскресения. "Освобождение от дел" допускалось и в наиболее значимые недели (первую и страшную, т. е. Страстную) Великого поста, длящегося до Пасхи. В эти дни христианин, должен больше внимания и времени уделять церковным службам, молитвам; так же и на сырной неделе - последней перед Великим постом, когда запрещается есть мясо, но еще дозволяются сыр, масло
[6] Каморы аудиенции... - комнаты для заседания.
[7] Пeтp I принимал активное участие в составлении и редактировании "Гистории Свейской войны" (т. е. Северной войны). Этот обширный труд официального характера, содержащий подробное описание событий войны в хронологической последовательности, издан только в 1770 г.
[8] В письмах Петра I встречаются грамматические ошибки, особенно неприемлемые с точки зрения норм современного русского языка (например, дажидаюсь). Но в то время нормы правописания еще не устоялись. И к тому же в детстве, в годы учения, Петр больше интересовался "военными экзерцициями", нежели правописанием.
[9] Город - так в XVII в. часто называли Архангельск, который именовался тогда Город Архангельский. Архангельск был тогда практически единственным морским портом России.
[10] Турки на помощь прийти... - 14 июня 1696 г. на помощь осажденному Азову пришла турецкая флотилия с пехотой на борту, но действовала нерешительно и только 28 июня предприняла попытку высадить десант.
[11] Честь - читать.
[12] Вершить - решать.
[13] Чает - полагает, думает.
[14] Спор - несогласие, особое мнение.
[15] Сентенция - решение, приговор по делу.
[16] По замыслу Петра, высшие чиновники и президент выступали в конце заседания, чтобы их авторитет и начальственное положение не могли повлиять на позицию чиновников низших рангов, выступавших первыми.
[17] При Петре I слово "чин" употреблялось еще в своем старинном смысле, означавшем сословное положение любого подданного (например, боярин, подьячий, посадский и т. д.). И данном случае речь идет не только о чиновниках, но и о всех подданных, принадлежавших к какому бы то ни было чину.
[18] Надворные суды учреждены при Петре I в столицах (Санкт-Петербурге и Москве) и в нескольких крупных городах, центрах особо значимых губерний. В них поступали просьбы о пересмотре дел, решенных в нижестоящих судах в прочих губерниях и городах.
[19] ...волочить за срок... - затягивать рассмотрение дела более определенного срока
[20] Продерзливость - дерзость.
|