Гуманитарная кафедра
|
|
"Русская Правда"
"Русская Правда" - древнейший памятник отечественной истории. Это первый свод древнерусских законов, дошедший до нашего времени. Анализ текста "Русской Правды" позволяет проследить развитие государственного аппарата, гражданского и уголовного права, социальный и политический строй Древней Руси.
Под "Русской Правдой" понимают несколько разновременно возникших, но тесно связанных между собой памятников (их называют редакциями "Русской Правды"). Это "Краткая Правда" (создавалась примерно в XI веке) и "Пространная Правда" (XII в.). Начало составления "Русской Правды" связано с именем князя Ярослава. Считается, что Ярослав обещал новгородцам предоставить гарантии от насильственных действий княжеской дружины, стремясь заручиться поддержкой новгородцев в борьбе с князем Святополком. Так было положено начало "Краткой Правде". Позднее, во второй половине XI века, ее обработали и дополнили сыновья Ярослава. "Пространная Правда", вероятно, появилась в начале киевского правления Владимира Мономаха. Она состоит из Суда Ярослава (ст.1 - 48), куда включен Устав Ярославичей, и Устава Владимира Мономаха (ст.48 - 111). В дальнейшем она тоже подвергалась дополнениям и правкам.
В основе "Русской правды" лежат нормы обычного права. Эти нормы слагались постепенно, путем продолжительного применения правила. В договорах Руси с Византией они известны как "закон русский". Закон появился позже обычая и сначала только дополнял его. "Русская правда" представляет собой не везде подлинный текст закона, часто это лишь его повествовательное изложение. Это не самостоятельный судебник, а сборка сведенных воедино правил, установленных обычаем и законодательством, составленная древнерусским кодификатором.
Ниже помещен текст некоторых статей "Пространной Правды" (в переводе на современный русский язык) с небольшими комментариями. Познакомившись с текстом, попробуйте ответить на вопросы.
Вопросы :
1. Дайте ваше определение понятию "правда".
2. Чьи интересы выражает "Русская Правда"? Чем могло быть вызвано ее появление?
2. Выделите категории населения Древней Руси, отмеченные в "Русской правде", их права и обязанности.
3. Возможен ли был переход человека из одной категории населения в другую? Если возможен, то при каких условиях?
4. Почему общинники помогали своему соседу общиннику, если он был виновен в преступлении и должен был платить штраф?
5. Какие виды нарушений и наказаний отмечены в "Русской Правде"? Какое на ваш взгляд самое тяжелое наказание?
6. Сопоставьте ценность имущества и человеческой жизни. За что налагался самый большой штраф?
7. Почему налагаются одинаковые штрафы за удар мечом (не до смерти) и грубый толчок, удар рукой и т.д., не причинивший сильных увечий (ст.24, 25)?
8. К каким древнерусским законам применим принцип "око за око, зуб за зуб"?
9. Можно ли в современном праве найти некоторые черты архаичного права времен "Русской Правды"? Устанавливал ли суд истину?
Перевод на современый русский язык М.Н. Тихомирова
Пространная Правда
Суд Ярослава Владимировича Правда Русская
1. Если свободный человек ("муж") убьет свободного ("мужа"), то мстит за убитого брат, или отец, или сын, или племянник от брата ("братучадо") или от сестры. Если же некому будет мстить, то взыскивать за убитого 80 гривен, когда это будет княжой муж или княжой тиун. Если же убит будет русин, или княжой воин ("гридь"), или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или словенин, то взыскивать за убитого 40 гривен.
Данная норма содержит древнейшее право кровной мести и возможность денежного выкупа за нее. В ней указан перечень лиц, имеющих право мстить. Муж - воин, глава семьи, человек. Слова "если же некому будет мстить, то взыскивать за убитого 80 гривен" устанавливают при отсутствии мстителя штраф за убийство людей, находящихся под княжеской зашитой. Штраф (в следующих статьях он назван вирой) поступал в пользу князя. "Если же убит будет русин… или словенин, то взыскать за убитого 40 гривен" - здесь указывается равный штраф за убийство людей, относящимся к категориям населения, различным по географическому происхождению и социальному статусу. Русин - житель Киевской Руси. Гридь - член младшей княжеской дружины, наемник. Тиун - человек, находящийся в составе управления княжеским хозяйством. Мечник - человек, исполняющий административно-судебную должность. Изгои - выходцы из различных сословий. Словенин - вероятно, житель Северной Руси, центром которой был Новгород.
2. После кончины Ярослава собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод, с боярами своими Коснячком, Перенегом и Никифором и отменили кровную месть за убийство, установив выкуп деньгами (кунами); во всем же прочем как судил Ярослав, так решили судить и сыновья его.
Кровная месть действовала еще при Ярославе, но ее отменили Ярославичи.
Об убийстве
3. Если кто убьет княжого мужа, совершив на него нападение или в драке, и убийцы не ищут, то штраф (виру) - 80 гривен - платит та община ("вервь"), в округе которой найден убитый ("то виревную платити в чьей же верви голова лежит"). Если же будет убит простой человек ("людин"), то община платит 40 гривен.
Эта статья начинает раздел об ответственности за убийство, совершенное на территории общины. Вира платится в случае отказа общины искать преступника или если преступник не найден. Вира плптилась князю. Вервь - крестьянская община, такое название происходит от слова "веревка".
4. Если какая община начнет платить дикую виру, когда нет налицо убийцы, то пусть уплатит ее во сколько лет может. Но если убийца находится в верви, то община тоже помогает ему.
Дикая вира (от слова "дикий" - чужой) платится общиной в том случае, если преступник скрылся. Она выплачивается с рассрочкой. Устанавливается ответственность общины за преступление ее члена.
5. Если кто убьет человека в ссоре, или в пьянстве явно, то убийца платит пеню также с помощью от общины.
6. Кто убил во время грабежа без всякой ссоры ("свады"), то за разбойника община не платит виры, но выдает его князю всего с женою и с детьми на "поток и разграбление".
Разбой был постоянным явлением в древней Руси. По летописи, Владимир Святославич установил за убийство в разбое платить виру, что усилило разбойничество. Владимир вынужден был отменить виры за разбойничество и ввести смертную казнь. Но это постановление сократило поступление вир в княжескую казну, после чего за разбойничество опять были установлены виры. Пространная Правда устанавливает уже наказание за разбой потоком и разграблением. Поток - изгнание. Разграбление - конфискация имущества. Жена и дети, возможно, отдавались в рабство.
7. Если кто не вкладывался в платеж дикой виры за других, тому и община не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит.
Тот, кто не принимает участия в круговой поруке, не получает и помощи от верви. Это говорит о том, что в XII в. члены верви перестали быть равными в правах, что среди них выделилась группа, надо думать, людей более зажиточных, которые могли платить все взносы, связанные с участием "в дикой вире".
Пошлины вирнику
8. Пошлины вирные при великом князе Ярославе положены были следующие. Вирнику и с его служителем получати на содержание свое на каждую неделю: солоду по 7-ми ведер, пшена по 7-ми уборков, гороху по стольку ж, хлебов по 7-ми, соли по 7-ми голважень, и по одному барану или полоть, или деньгами за барана по две ногаты; да ежедневно, в скоромные дни по 2 курицы, а в постные или в сырные по одной резане на день. Сверх того получает вирник на четырех лошадей овса, сколько они съесть могут. Вирнику за суд уголовный - 8 гривен, и 10 кун перекладных; а метельнику 12 векош.
Вирник - лицо, которому поручался сбор виры. В этой статье указываются традиционные размеры натурального обеспечения общиной чиновников, собиравших виры. Солод - проросшее зерно. Полоть - освежеванная туша животного, преимущественно говядина. Голважня - единица измерения соли. Перекладная - возможно, подать вирнику по окончании дела. Ссадная гривна - подать вирнику при его въезде в общину (за сход с коня). Метелник - административно-судебная должность. Возможно, название происходит от слова "мятля" - широкая одежда в виде мантии. По другой версии метельник - представитель местной общины, участвующий в сборе податей как счетчик (мета - заметка).
В Пространной Правде 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам; 1 ногата = 2,5 кунам.
О княжеских мужах
9. За убийство княжого слуги, конюха или повара брать 40 гривен.
Эта норма начинает группу статей о вирах за убийство княжеских людей, слуг, зависимых лиц.
10. За тиуна огнищного или конюшего - 80 гривен.
Тиун огнищный - княжеский муж, ведавший княжеским домом. Конюший тиун ведал конюшнями князя. Впоследствии звание конюшего было самым высоким в Русском государстве XVI в.; последним конюшим был Борис Годунов.
11. За княжеского тиуна сельского или ратайного - 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярского.
Ратайный - княжеский холоп, который руководил пахотными работами. Рядович - зависимый человек по ряду-договору, сохраняющий права лично свободного. Добавка "такоже и за боярескъ" указывает на развитое боярское землевладение.
12. А за ремесленника и за ремесленницу - 12 гривен.
Ремесленник и ремесленница - княжеские или боярские зависимые люди, занятые в хозяйстве, иначе они оценивались бы обычной вирой в 40 гривен.
13. А за смердии холопы - 5 гривен, а за рабу - 6 гривен.
Смердии холопами назывались княжеские холопы, исполнявшие земледельческие работы, подобно смердам (крестьянам). Перед нами зависимые люди княжеского двора: отроки, конюх, повар, тиуны - сельский и ратайный, рядович, ремесленник, смердий холоп (работавший на земле), кормилец и кормилица.
14. За кормильца так же, как и за кормилицу, -12 гривен, будут ли они холопы или свободные
Кормилец - дядька воспитатель.
О поклепной вире
15. Если кого будут обвинять в убийстве, не имея прямых улик, тот должен представить семь поручителей ("послухов"), чтобы отвести от себя обвинение; если же ответчик будет варяг или другой иноземец, то достаточно двух свидетелей.
Поклепная вира - обвинение в убийстве, когда обвиняемый не пойман с поличными или нет прямых доказательств в совепшении им преступления. В этом случае следует выставить 7 поручителей, чтобы они отвели обвинение. Поручители - свидетели доброй славы, честной жизни обвиняемого. Для варягов и других иноземцев требывалось 2 поручителя.
17. Если ответчик станет искать свидетелей и не найдет, а истец поддерживает обвинение в убийстве, тогда решать их дело посредством испытания железом. Точно также и во всех делах о воровстве по подозрению, когда нет поличного, принуждать к испытанию железом, если иск не менее полугривны золота: если же он меньше, то до двух гривен подвергать испытанию водой, а при еще меньшей сумме должно принести присягу ("роту") за свои деньги.
В случае отсутствия послухов при обвинении в убийстве дается испытание раскаленным железом. Так же поступают при обвинении в краже, если не будет поличного, когда обвинение не может быть доказано. Железо присуждается насильно ("из неволи") по искам до полугривны золота (примерно 5 гривен серебра или 20 гривен кун). Если иск меньше, - до двух гривен серебра, - дается испытание водою; при меньших исках идут к роте (клятве, присяге). Железо - одна из форм "Божьего суда", определение виновности по степени ожога от раскаленного железа, которое должен взять в руки обвиняемый.
***
18. Если кто ударит мечом, не обнажив его, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штраф ("продажа") за обиду.
Эта статья начинает комплекс статей об оскорблении и телесных повреждениях. Высокий судебный штраф (продажа) в пользу князя назначается за удар в оскорбительной форме.
19. Если же кто обнажит меч, но не ударит, то с него взять гривну кун.
Наказание за угрозу.
20. Если кто кого ударит палкой, или чашей, или рогом, или мечом плашмя, то платит 12 гривен. И не считается виновным тот, кто не стерпев этого, нанес ответный удар мечом.
21. Если кто ударит руку или ногу и отпадут они или усохнут, или поранит глаз или нос, то платить полувирье князю 20 гривен и 10 гривен пострадавшему за увечье.
Штраф платится за лишение человека полноценной трудоспособности. Полувирье (вира - 40 гривен) в пользу князя превышает вознаграждение потерпевшему за увечье.
А придет кровав муж
23. Если на княжеский двор придет человек после драки в крови или с синяками ("кровав муж"), то ему нет нужды ставить очевидцев, и виновный платит ему 3 гривны продажи; если же на истце не будет знаков, то он должен представить очевидцев, которые бы подтвердили его показание слово в слово; тогда зачинщику драки платить 60 кун истцу. Если же истец придет в крови, а явятся свидетели, которые покажут, что он сам начал драку, то сосчитать ему то за платеж, как с зачинщика, хотя его и побили.
Устанавливается ответственность за нанесение побоев. Видимые знаки побоев (кровь, синяки) являются достаточным доказательством, поэтому показаний свидетеля ("видока") не требуется. Ответчиком считается начавший драку, если даже ему нанесены побои. Полученные побои засчитываются за 3 гривны тому, кто начал драку.
24. Если кто ударит кого мечом, но не убьет до смерти, платит 3 гривны, а раненому - гривну за рану, да еще, что следует на леченье; если же убьет до смерти, то платит виру.
3 гривны идут в пользу князя как продажа; самому пострадавшему платится гривна за рану и лечение.
25. Если кто толкнет другого от себя или рванет его к себе, или по лицу ударит, или жердью, а двое очевидцев то покажут, - платит 3 гривны продажи.
Статья указывает наказание за насильственные действия толчком от себя или к себе ("схватит за грудки") и прочие оскорбительные удары.
О челяди
26. Если скроется холоп, и господин заявит ("закличит") о нем на торгу, и до третьего дня никто не приведет холопа, а господин на третий день опознает его, то может прямо взять своего холопа, а кто укрывал его, должен платить 3 гривны продажи.
Челядин - зависимый человек.
"Закликать на торгу" - оповестить на торгу (рынке) о бегстве или пропаже челядина. Слово "закликать" исследователи сближают со словом "заповедать" - запрещать, отсюда "заповедный" лес, "заповедные" товары и т.д. Закличь, или заповедь, на торгу запрещала принимать краденую вещь или беглого раба. Срок для привода убежавшего челядина (холопа) был установлен в 3 дня. После этого новый владелец бежавшего холопа или его укрыватель должен был платить продажу, как за украденную вещь. Как и другие статьи Русской Правды, эта статья показывает тяжкое и бесправное положение холопов.
27. Если найдет кто челядина своего украденного и поймает его, то вести этого челядина по кунам до третьего свода. Третьему владельцу отдают украденного челядина взамен на его раба для проведения дальнейшего расследования до конечного свода. Раб - не скот, нельзя сказать: "Не знаю, у кого купил", но вести расследование до конца по словам раба ("по языку") до выяснения "конечного татя", который платит продажу князю 12 гривен и расходы за проведение свода ("протор").
Свод - розыск вора. Эта процедура начиналась при опознании собственником похищенной вещи (в данном случае раба) и имела цель найти лицо, которое украло вещь, а затем передало ее другим лицам. Главной особенностью челядина было то, что он, конечно, знал, кто его украл. Если украденный челядин был перепродан более трех раз, розыск похитителя передается от его господина этому третьему его владельцу, который получает того раба в качестве лица для дальнейших розысков, но взамен он отдает господину своего челядина ("пояти же челядин в челядин место"). При обнаружении вора оба челядина возвращаются их господам, а вор возмещает убытки ("протор"). Размер штрафа в 4 раза превосходит штраф за кражу вещи и в 2,5 раза больше штрафа за убийство рядового холопа.
О воровстве ("татьбе")
36. Если вора убьют у клети или во время воровства, за это не судить как бы за убийство пса ("убиют во пса место"); если же вора додержат живым до рассвета, то надо отвести его на княжеский двор. Если же вора убьют, а сторонние люди видели его связанным, то платить за то 12 гривен продажи.
Можно безнаказанно убить вора на своем дворе или у амбара (клети) до рассвета. После рассвета связанный вор должен быть отведен на княжеский двор. Если же вор будет убит после рассвета, то убийцы платят за него штраф, т.к. расправа с ворами входит в княжескую компетенцию.
38. Если кто крадет скот из хлева, или в клети, и будет один, то платит он 3 гривны и 30 кун; если же воров будет много, то взыскать с каждого по 3 гривны и 30 кун.
39. Если кто крадет скот (овец, коз, свиней) с поля, то платить 60 кун; а если крадущих будет несколько, то всем платить по 60 кун.
В случае коллективного преступления штраф 60 кун платит каждый участник.
42. Если же воры будут холопы княжеские, боярские или монастырские ("черчень"), которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платит хозяин холопа двойные урочные цены в вознаграждение за обиду.
Если воровство совершат холопы, то они не будут платить штраф князю, поскольку они не свободны, а денежный штраф платится их господами в двойном размере за обиду.
О поклаже
45. Если кто передает кому-нибудь свое имущество на хранение, свидетель при этом не нужен; а если хозяин начнет искать больше, чем отдал ("большим клепати"), то принявший на сохранение должен идти к присяге ("роте"), говоря: "ты мне столько и отдавал, не более"; ведь ответчик добро делал хозяину ("бологодел"), что хранил его имущество.
Рассматриваются претензии владельца товара, который положил его на сохранение при отсутствии свидетелей, но требует его обратно в увеличенном количестве. В этом случае государство становится на сторону хранителя товара (он должен произнести клятву - роту), объясняя, что обвиняемый и так оказал благодеяние истцу и хранил его товар.
Устав Владимира Всеволодовича
48. По смерти Святополка Владимир Всеволодович созвал в селе Берестове свою дружину - тысяцких Ратибора киевского, Прокопья белгородского, Станислава переяславского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича боярина Олегова (князя черниговского Олега Святославича),- и. на съезде постановили: кто занял деньги с условием платить рост на два третий, с того брать такой рост только два года, и после того искать лишь капитала; а кто брал такой рост три года, тому не искать и самого капитала. Кто берет по 10 кун роста с гривны в год (т. е. 4 %), то при таком росте иск самого капитала ни в каком случае не отменяется.
Владимир Всеволодович Мономах созвал дружину в селе Берестове под Киевом. В совещании принимали участие тысяцкие - киевский, белгородский (пригород Киева) и переяславский, так как именно тысяцкие ведали городским судом и имели прямое отношение к торговле. По-видимому, совещание в Берестове было созвано перед въездом Владимира в Киев. Смысл постановления о резах следующий: если кто берет деньги по третям, то имеет право два раза брать проценты и получить выданную взаймы сумму (исто); кто возьмет три реза, теряет право на получение суммы обратно. Два раза "в треть" давали общую сумму долга - "исто".
О закупах
52. Если на время закуп уйдет от своего господина, то он через то делается полным холопом ("обель"). Если же он отлучался для взыскания долга ("искать кун"), или открыто ходил к князю или судьям для прошения на своего господина в обиде, то не обращать его в рабство, но дать ему расправу.
Закуп - лично свободный сельский житель, владелец собственного хозяйства, который впадал в зависимость через купу. Вероятно, купа - ссуда, данная скотом, зерном, орудиями труда и т.п. Купу он отрабатывал в хозяйстве господина. Бежавший закуп делается обельным, т.е. полным холопом, но ему позволяется идти искать кун. Что значит: искать кун? Возможно, чтобы погасить свое долговое обязательство, закуп нуждался в кунах - деньгах. Очевидно, стала слагаться практика превращать закупа в полного холопа в случае его ухода за поисками денег, и законодательство эту практику отвергло.
53. Если ролейный закуп утратит плуг и борону, данные ему господином, от которого он получает плату, то он должен за сию потерю заплатить господину. Если же эти вещи пропали в его отсутствие, когда он послан был за господским делом, то в этом случае закуп не обязан платить.
Ролейный закуп - пахотный (от ролья - пашня).
54. Закупу не платить за скотину, уведенную из хлева; но если он потеряет ее в поле, или не загонят во двор, или не затворит в хлеве, где ему велит господин, или же утратит ее за своим делом, то закупу во всех этих случаях утраты платить.
55. Если господин обидит закупа, отнимет у закупа данную ему купу или его собственное имущество ("отарица"), то по суду все это он обязан возвратить закупу, а за обиду заплатить 60 кун. Если господин бьет закупа за дело, он за то не отвечает; если же он бьет его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду закупа, как платят за оскорбление свободного.
56. Если закуп украдет что-нибудь на стороне, то господин отвечает за него. Но он может, когда отыщут вора, заплатить за лошадь или друго украденное, и закупа взять себе в полное холопство, а может и продать его, если не хочет за него платить, и тогда он должен наперед заплатить за то, что взял закуп чужого, будет ли то лошадь, вол или какая-нибудь вещь. А что останется за уплатою, то взять себе.
Если холоп ударит
58. Если раб ударит свободного человека, и убежит в дом своего господина, а господин его не выдаст, то взыскать с господина в пользу ударенного рабом его 12 гривен. Если ударенный поймает того раба а приведет к суду, такового раба, по закону князя Ярослава Владимировича, предписано было убить, но сыновья Ярослава, смертную казнь отрешив, узаконили брать денежную пеню или телесно наказать ("бити и розвязавше"), или взыскать гривну кун за бесчестье.
Штраф платит хозяин холопа в пользу князя, а за пострадавшим сохраняется право наказания холопа. При Ярославе при встрече этого холопа можно было убить. Теперь наказание холопа - "бити и розвязавше", т.е. бить привязанного преступника, или взять с него гривну за ссору ("сором").
О перевесах
74. Если кто испортит веревку в перевесе в перевесе, то платить 3 гривны продажи, а господину за веревку гривна кун.
Перевес - место для ловли птиц и зверей. Диких птиц и зверей ловили перевесом, или перевесью; так называется ловушка из веревок, навешенных петлями, и сети, расстилаемой по борам для ловли лосей и оленей, которые на бегу от погони сами задерживаются в сети и путаются в ней.
75. Если кто украдет из перевеса ястреба или сокола, то платить продажу 3 гривны и господину гривна.
Ястребы и соколы считались особенно ценными ловчими птицами.
76. А за голубя 9 кун, а за куря 9 кун, а за уток 30 кун.
77. А за гуся 30 кун, а за лебедя 30 кун, а за журавля 30 кун.
78. А за сено и за дрова 9 кун, а господину сколько будет возов украдено, то платить ему за каждый воз по 2 ногате.
Все статьи, объединенные общим названием "о перевесехъ", имеют большое значение для понимания феодального хозяйства. Охота в княжеских лесах строго преследовалась.
О гумне
79. Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем имением, из коего сначала вознаграждается убыток хозяина, остальным располагает по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет.
Преступник изгоняется, а его имущество кофискуется. Сначала платятся убытки потерпевшему, а остаток идет князю.
О жене
83. Если кто убьет свободную женщину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного мужчины, но если убитая была виновата, то взыскать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен.
Если кто убьет женщину, то его надо судить с такой же судебной процедурой, как и за убийство мужчины; если окажется, что она виновата, то заплатит полвиры.
84. За убийство холопа и рабы виры не уплачивается. Но если кто убьет безвинно, должен заплатить господину за холопа или рабу урочную цену ("урок"), а князю -12 гривен штрафа.
За холопа не надо платить виры, а только штраф князю и стоимость - укор или урок господину. Значит, речь идет об убийстве чужого холопа, иначе кому же платить урок? Следовательно, убийство холопа его господином оставалось без наказания.
О холопстве
102. Холопство полное есть трех родов. Первое, кто купит холопа, хотя бы за полгривны, но при свидетелях, и деньги отдаст при самом холопе. Второе холопство, кто женится на рабе без договора; а если с договором, то как был договор, так тому и быть. Третье холопство, если кто пойдет в тиуны или в ключники к кому без договора; а если с договором пойдет, то так быть тому, как сказано в договоре.
Конец Пространной Правды составляет особый устав о холопстве. В первой его статье устанавливаются три вида обельного или полного холопства. Вероятно, речь идет о добровольной продаже в холопство, при которой ногата, передаваемая княжескому человеку как пошлина, узаконивает холопство. Тот, кто женится на рабе без договора с ее владельцем, обращается в холопство. Тиунство, как и ключничество, без предварительного договора с господином также обращает в холопство.
103. Если холоп бежит, и господин о побеге его заявит, и если кто, зная, что холоп - беглый даст ему хлеба или укажет дорогу, то платит господину за холопа 5 гривен, а за рабу-6 гривен.
Никто не должен помогать холопу, о бегстве которого объявил господин, запретив его принимать; запрещается давать холопу хлеба и указывать ему путь.
103. Если кто переймет чужого холопа и даст о том знать господину, то взять ему за переем гривну кун. Если же, поймав беглеца, не устережет его, то платит господину этого холопа 4 гривны, а за рабу - 5 гривен; в первом случае пятая, а во втором - шестая часть от суммы уступается ему за то, что он поймал беглого.
Поймавший холопа получает в свою пользу гривну переема, но отвечает за пойманного. В случае бегства холопа он платит за него господину 4 гривны.
109. Если кто по неведению встретит чужого холопа, подаст ему весть или станет держать его у себя, а беглец сойдет от него, то должен присягнуть, что по неведению поступал таким образом с беглецом, а платежа в том нет.
110.Если холоп обманом возьмет у кого деньги в кредит под именем вольного человека, то господин его должен или заплатить, или отказаться от права собственности на него; но если веритель, зная, что он холоп, дал ему деньги, то он лишается своих денег.
111. Если кто дозволит своему холопу торговать, и холоп тот одолжает, то господин обязан платить за него долги, но не властен от него отступиться.
За долги холопа, торгующего от имени господина, отвечает господин. Господин не может отказаться от холопа, а должен заплатить его торговые долги. Статьи о торгующих холопах могли возникнуть только в обществе, где торговля получила относительно большое развитие.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/index.html
|