Эпоха великих потрясений:
географические открытия и религиозные войны
|
Великие географические открытия
|
Рубеж XV–XVI вв. – время, когда Московское государство вышло на
международную арену – стал фактически переломным периодом в мировой
истории. Великие географические открытия дали толчок колониальной экспансии
европейских держав, которая позволит им в конце концов овладеть почти всем
миром, а Реформация, подорвавшая духовную монополию католической церкви, привела
к целой серии религиозных войн в Европе. Именно в XVI столетии вероисповедание
станет важнейшим фактором в политических отношениях. Но как сочеталось одно с
другим: построенные, казалось бы, с необычайной легкостью заморские колониальные
империи и истребительные войны на Европейском континенте? Попробуем ответить на
этот вопрос, проследив важнейшие вехи западноевропейской истории этого
периода.
В эпоху географических открытий неизмеримо раздвинулись пределы известного европейцам
мира. Богатые, но внутренне непрочные и слабые в военном отношении империи
американских индейцев, а также султанаты Индии и Индонезии становятся объектом
грабительских экспедиций и колонизаторской деятельности европейцев, важнейшей
составляющей которой было обращение покоренных народов в христианскую веру. На
протяжении большей части XVI в. колониями обзаводятся лишь две европейских
страны: Испания и Португалия. Испания попыталась воспользоваться этим шансом,
чтобы сокрушить всех своих противников в Европе, однако их отчаянное
сопротивление, подкрепленное еще и идеологическим оружием – идеями Лютера и
Кальвина, сорвало планы строительства всемирной католической
монархии.
Португальские
мореплаватели еще с середины прошлого XV в. планомерно продвигались на юг
вдоль западного берега Африки, скупая у местных племен золотой песок, рабов и
слоновую кость. В 1488 г. Б. Диаш огибает южную
оконечность Африки, а через 10 лет корабли Васко да Гамы бросают якорь на
рейде индийского порта Каликут. С 1502 г. португальцы затеяли
войну на истребление против арабского судоходства в Индийском океане, стремясь
целиком захватить в свои руки торговлю пряностями. Им сопутствовал успех:
флотилии арабских государств Ближнего Востока и Африки были разгромлены в боях,
важнейшие порты прибрежной Индии были захвачены войсками колонизаторов. Двигаясь
дальше на восток, португальцы в 1511 г. захватили Малакку
(почти на месте нынешнего Сингапура), затем обосновались на Молуккских о-вах,
вступили в контакты с Китаем, получив в свое владение в 1557 г.
Макао. Так создалась крупнейшая в Восточном полушарии колониальная
империя.
Америка после
прибытия туда Х. Колумба в 1492 г. стала уже в следующие
десятилетия владением испанской короны. Начавшись с Вест-Индских о-вов и
бассейна Карибского моря, испанская колонизация быстро перекинулась на
континент. В 1519–1521 гг. небольшой отряд Э. Кортеса
покорил богатую мексиканскую империю ацтеков, а в 1532–1533 гг.
Ф. Писарро разгромил перуанскую державу инков. Разработка
обнаруженных там богатейших запасов золота и серебряных рудников привела к тому,
что в Европу хлынули колоссальные объемы драгоценных металлов. К середине
XVI в. испанский король считался богатейшим монархом мира. Однако оборотной
стороной медали, как скоро станет ясно, будет упадок экономики Испании –
зачем производить что-то у себя, когда любой товар можно купить на золото и
серебро, вывезенные из колоний? Тем не менее, Испания открыто провозглашает
своей целью борьбу за мировое господство, тем более, что порожденные Реформацией
протестантские вероучения приобретают все больше сторонников, не желающих
мириться с политическим господством испанского короля и германского императора в
одном лице (Карла V) и духовным – папского престола и католической
церкви, фактически объявившей войну на уничтожение всем
«еретикам».
|
Мартин Лютер
|
Первым сигналом
стало выступление августинского монаха и профессора Виттенбергского университета
М. Лютера (1483–1546), в 1517 г. прибившего на
двери городского собора свои знаменитые 95 тезисов против продажи индульгенций
(отпущения грехов за плату, сделавшегося к тому времени источником значительного
дохода католической церкви). Лютер жестко настаивал на том, что человек может
обрести спасение после смерти лишь милостью Бога, отвергая догму о необходимости
посредничества церкви и правильного исполнения установленных ею обрядов. А это
означало, что теряет смысл существование всей католической церкви как земного
учреждения, равно как и стоящего во главе ее папского престола. Неудивительно,
что Рим сразу усмотрел в учении Лютера большую опасность, однако поддержка,
оказанная ему рядом германских князей, давно уже недовольных могуществом и
материальными богатствами церкви, спасла его от трибунала
инквизиции.
Но борьба только
начиналась. После того, как в 1519 г. преемником умершего
германского императора Максимилиана I из династии Габсбургов
был избран его внук – испанский король Карл (под именем императора
Карла V), известный ревнитель католической веры, Германия оказалась
фактически расколотой пополам. Несмотря на все указы императора о преследовании
«еретиков», он не имел в своих германских владениях ни официальных полномочий,
ни вооруженной силы, чтобы воплотить их в жизнь. В некоторых германских
княжествах светская власть лишает церковь части ее имущества, а когда в
1529 г. Карл V добился от большинства германских владетелей
одобрения и поддержки своего указа о восстановлении монопольных прав
католического духовенства, то 5 князей и 14 городов заявили протест и не
подчинились этому решению. С тех пор сторонников идей Реформации и стали
называть протестантами.
После
1530 г. на территории Германии вспыхнула первая из европейских
религиозных войн, когда коалиция сторонников императора попыталась вооруженным
путем принудить своих противников к повиновению. Однако идеи Реформации
распространялись столь быстро, что германские князья-протестанты обрели
множество союзников. Это были короли государств Северной Европы (Дании и
Швеции); швейцарские последователи идей Ж. Кальвина
(1509–1564), утверждавшего, что Бог изначально предначертал каждому
человеку его участь – спасение или погибель, а показателем ожидающей его
судьбы является успех или неудача в повседневных делах земных; французские
протестанты (гугеноты); наконец, английский король
Генрих VIII (1509–1547), провозгласивший самого себя главой
национальной (англиканской) церкви и порвавший с Римом. Так что ни массовые
сожжения «еретиков» во владениях Карла V, ни деятельность учрежденного
папой в 1540 г. ордена иезуитов не могли сломить
сопротивления протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был
подписан мир, предоставивший германским князьям право самим выбирать
вероисповедание для своих подданных по принципу: «Чья власть, того и вера».
Фактически же это была победа протестантов: в следующем году Карл V отрекся
от престола, понимая, что идея мировой католической монархии потерпела крах.
Германию он оставил своему брату Фердинанду I, а королем Испании
сделался его сын Филипп II.
Впереди были еще
гражданские войны между гугенотами и католиками во Франции, Нидерландская
буржуазная революция и победа английского флота над испанской «Непобедимой
армадой». Вторая половина XVI в. стала временем наиболее ожесточенных
конфликтов на религиозной почве, когда во многих странах Европы, да и за ее
пределами, кровь лилась рекой. Однако главный итог был уже ясен: протестантские
вероучения смогли выжить и приобрести себе множество преданных сторонников, а
претензии Испании, объявившей себя главным оплотом католицизма, на мировое
господство провалились. Правда, в Восточной Европе еще предстояла долгая борьба
с Польшей, верным союзником католических держав и главным противником
Московского государства. Именно поэтому на протяжении XVI–XVII вв. Россия
нередко будет примыкать к протестантской коалиции, исходя из своих собственных
интересов.