Эпоха великих потрясений:
географические открытия и религиозные войны

Великие географические открытия
Великие географические открытия

    Рубеж XV–XVI вв. – время, когда Московское государство вышло на международную арену – стал фактически переломным периодом в мировой истории. Великие географические открытия дали толчок колониальной экспансии европейских держав, которая позволит им в конце концов овладеть почти всем миром, а Реформация, подорвавшая духовную монополию католической церкви, привела к целой серии религиозных войн в Европе. Именно в XVI столетии вероисповедание станет важнейшим фактором в политических отношениях. Но как сочеталось одно с другим: построенные, казалось бы, с необычайной легкостью заморские колониальные империи и истребительные войны на Европейском континенте? Попробуем ответить на этот вопрос, проследив важнейшие вехи западноевропейской истории этого периода.
   В эпоху географических открытий неизмеримо раздвинулись пределы известного европейцам мира. Богатые, но внутренне непрочные и слабые в военном отношении империи американских индейцев, а также султанаты Индии и Индонезии становятся объектом грабительских экспедиций и колонизаторской деятельности европейцев, важнейшей составляющей которой было обращение покоренных народов в христианскую веру. На протяжении большей части XVI в. колониями обзаводятся лишь две европейских страны: Испания и Португалия. Испания попыталась воспользоваться этим шансом, чтобы сокрушить всех своих противников в Европе, однако их отчаянное сопротивление, подкрепленное еще и идеологическим оружием – идеями Лютера и Кальвина, сорвало планы строительства всемирной католической монархии.
   Португальские мореплаватели еще с середины прошлого XV в. планомерно продвигались на юг вдоль западного берега Африки, скупая у местных племен золотой песок, рабов и слоновую кость. В 1488 г. Б. Диаш огибает южную оконечность Африки, а через 10 лет корабли Васко да Гамы бросают якорь на рейде индийского порта Каликут. С 1502 г. португальцы затеяли войну на истребление против арабского судоходства в Индийском океане, стремясь целиком захватить в свои руки торговлю пряностями. Им сопутствовал успех: флотилии арабских государств Ближнего Востока и Африки были разгромлены в боях, важнейшие порты прибрежной Индии были захвачены войсками колонизаторов. Двигаясь дальше на восток, португальцы в 1511 г. захватили Малакку (почти на месте нынешнего Сингапура), затем обосновались на Молуккских о-вах, вступили в контакты с Китаем, получив в свое владение в 1557 г. Макао. Так создалась крупнейшая в Восточном полушарии колониальная империя.
   Америка после прибытия туда Х. Колумба в 1492 г. стала уже в следующие десятилетия владением испанской короны. Начавшись с Вест-Индских о-вов и бассейна Карибского моря, испанская колонизация быстро перекинулась на континент. В 1519–1521 гг. небольшой отряд Э. Кортеса покорил богатую мексиканскую империю ацтеков, а в 1532–1533 гг. Ф. Писарро разгромил перуанскую державу инков. Разработка обнаруженных там богатейших запасов золота и серебряных рудников привела к тому, что в Европу хлынули колоссальные объемы драгоценных металлов. К середине XVI в. испанский король считался богатейшим монархом мира. Однако оборотной стороной медали, как скоро станет ясно, будет упадок экономики Испании – зачем производить что-то у себя, когда любой товар можно купить на золото и серебро, вывезенные из колоний? Тем не менее, Испания открыто провозглашает своей целью борьбу за мировое господство, тем более, что порожденные Реформацией протестантские вероучения приобретают все больше сторонников, не желающих мириться с политическим господством испанского короля и германского императора в одном лице (Карла V) и духовным – папского престола и католической церкви, фактически объявившей войну на уничтожение всем «еретикам».
Мартин Лютер
Мартин Лютер
   Первым сигналом стало выступление августинского монаха и профессора Виттенбергского университета М. Лютера (1483–1546), в 1517 г. прибившего на двери городского собора свои знаменитые 95 тезисов против продажи индульгенций (отпущения грехов за плату, сделавшегося к тому времени источником значительного дохода католической церкви). Лютер жестко настаивал на том, что человек может обрести спасение после смерти лишь милостью Бога, отвергая догму о необходимости посредничества церкви и правильного исполнения установленных ею обрядов. А это означало, что теряет смысл существование всей католической церкви как земного учреждения, равно как и стоящего во главе ее папского престола. Неудивительно, что Рим сразу усмотрел в учении Лютера большую опасность, однако поддержка, оказанная ему рядом германских князей, давно уже недовольных могуществом и материальными богатствами церкви, спасла его от трибунала инквизиции.
   Но борьба только начиналась. После того, как в 1519 г. преемником умершего германского императора Максимилиана I из династии Габсбургов был избран его внук – испанский король Карл (под именем императора Карла V), известный ревнитель католической веры, Германия оказалась фактически расколотой пополам. Несмотря на все указы императора о преследовании «еретиков», он не имел в своих германских владениях ни официальных полномочий, ни вооруженной силы, чтобы воплотить их в жизнь. В некоторых германских княжествах светская власть лишает церковь части ее имущества, а когда в 1529 г. Карл V добился от большинства германских владетелей одобрения и поддержки своего указа о восстановлении монопольных прав католического духовенства, то 5 князей и 14 городов заявили протест и не подчинились этому решению. С тех пор сторонников идей Реформации и стали называть протестантами.
   После 1530 г. на территории Германии вспыхнула первая из европейских религиозных войн, когда коалиция сторонников императора попыталась вооруженным путем принудить своих противников к повиновению. Однако идеи Реформации распространялись столь быстро, что германские князья-протестанты обрели множество союзников. Это были короли государств Северной Европы (Дании и Швеции); швейцарские последователи идей Ж. Кальвина (1509–1564), утверждавшего, что Бог изначально предначертал каждому человеку его участь – спасение или погибель, а показателем ожидающей его судьбы является успех или неудача в повседневных делах земных; французские протестанты (гугеноты); наконец, английский король Генрих VIII (1509–1547), провозгласивший самого себя главой национальной (англиканской) церкви и порвавший с Римом. Так что ни массовые сожжения «еретиков» во владениях Карла V, ни деятельность учрежденного папой в 1540 г. ордена иезуитов не могли сломить сопротивления протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был подписан мир, предоставивший германским князьям право самим выбирать вероисповедание для своих подданных по принципу: «Чья власть, того и вера». Фактически же это была победа протестантов: в следующем году Карл V отрекся от престола, понимая, что идея мировой католической монархии потерпела крах. Германию он оставил своему брату Фердинанду I, а королем Испании сделался его сын Филипп II.
   Впереди были еще гражданские войны между гугенотами и католиками во Франции, Нидерландская буржуазная революция и победа английского флота над испанской «Непобедимой армадой». Вторая половина XVI в. стала временем наиболее ожесточенных конфликтов на религиозной почве, когда во многих странах Европы, да и за ее пределами, кровь лилась рекой. Однако главный итог был уже ясен: протестантские вероучения смогли выжить и приобрести себе множество преданных сторонников, а претензии Испании, объявившей себя главным оплотом католицизма, на мировое господство провалились. Правда, в Восточной Европе еще предстояла долгая борьба с Польшей, верным союзником католических держав и главным противником Московского государства. Именно поэтому на протяжении XVI–XVII вв. Россия нередко будет примыкать к протестантской коалиции, исходя из своих собственных интересов.