Напомню слова Эйнштейна: "Достоевский дал мне больше, чем кто бы то ни было, - больше, чем Гаусс" (Гаусс - немецкий математик (ХIХ в.) За этой репликой Эйнштейна - ясное осознание постоянной и устойчивой связи гуманитарного знания, с одной стороны, и физического и математического знания, с другой.
Тому есть чисто биологические причины. Знаете ли вы о таком явлении, как функциональная асимметрия полушарий головного мозга? Ведь у правого и левого полушарий разные доминанты: (1) логическая, рассудочная и (2) эмоциональная, образная. Правое полушарие отвечает за краски этого мира, за его плоть и кровь, левое - за схемы, формы, логику, грамматику. Правое полушарие создает образ для мышления, левое мыслит. Поэтому тот, кто собирается мыслить комплексно и нетривиально, должен быть достаточно образован в гуманитарном отношении.
Я не говорю уже о том, что с развитием биологии и информатики объективно происходит конвергенция (схождение) естественнонаучного и гуманитарного знания, о которой уже в полный голос говорят и математики, и биологи, и гуманитарии современного мира, в частности, Илья Пригожин - выдающийся физик, химик.
Большинство преподавателей гуманитарной кафедры - выпускники Новосибирского университета, соответственно - патриоты ФМШ и НГУ. Среди них вы встретите и пятерых выпускников нашей ФМШ. Это кандидат психологических наук Александр Латыпович Галин - он ведет в 10-х классах курс "Психология творчества", Елена Николаевна Брыкова и Нина Федоровна Подопригора - преподаватели литературы в 11-х классах, Андрей Станиславович Липин - преподаватель курса "Основы экономики", философ Олег Борисович Соловьев.
В обывательском сознании непрофилирующие дисциплины в специализированных школах рассматриваются как второстепенные. Примеры примитивных суждений: "Если ты учишься в гуманитарном колледже, то зачем тебе математика? Если ты решил стать физиком или химиком, то зачем тебе литература?". Напротив, одна из традиций Новосибирской ФМШ - уважительное и внимательное отношение ко всем предметам. У нас считают, что выпускник престижной школы должен быть подготовлен универсально. Соответственно строятся и требования.
Какие гуманитарные дисциплины изучаются в ФМШ? Базовые курсы в 10-х и 11-х классах - литература и отечественная история. Этим курсам уделяется больше всего времени. Для 10-классников здесь читаются эксклюзивные (исключительно и только для вас) курсы: "Психология творчества" и "История искусств". У 11-классников будут еще два небольших, но значимых курса: "Человек и общество" и "История зарубежных стран ХХ века". Оценки по всем этим курсам идут в аттестат.
Каждый из наших школьников (таково решение Ученого совета) 4 часа в неделю обязан посещать спецкурсы по математике и естественным наукам и 2 часа в неделю - гуманитарные спецкурсы. О гуманитарных спецкурсах я расскажу в следующий раз, то есть через неделю.