11-е классы. 11-е декабря
Проверочная работа по истории России. Советы.

   Курс "История России" завершается в 1-м семестре общешкольной проверочной работой. Работа - важная. Если, к примеру, человек получает двойку - семестровая оценка у него будет не выше тройки, независимо от былых заслуг. Пересдавать нельзя.
   Время: 45 минут. 30 вопросов. По-хорошему, 1 вопрос - 1 минута (остальное - на проверку). Оптимум: 15 секунд на внимательное чтение вопроса, 30 секунд на размышление, 15 секунд - чтобы обвести, или соединить стрелочкой, или проставить последовательность событий, или вписать недостающее. Этого достаточно, чтобы обойтись без лихорадочной суеты..
   Оценка за каждый вопрос - 0, 1 или 2 балла. Пишите только то, что знаете: каждое неверное утверждение в данном вопросе "гасит" одно правильное. К примеру, в числе советских руководителей отметили Ленина и Бухарина, но забыли Троцкого - получите 1 балл. Если, вдобавок, выбрали Керенского - выходит "0".
   Бывает, что один верный ответ вычисляется логически. Например, надо соединить имена трёх императоров с событиями их царствования. И вы точно знаете двух…
   Итоговая оценка: 31-40 баллов - удовлетворительно, 41-50 - хорошо, 51-60 - отлично.
   Последний организационный вопрос. Шпаргалки. Стандартный совет преподавателей: составлять, но не использовать. Правильно. Использовать вредно - потому что за конспирацией не остаётся времени думать. Составлять же полезно, потому что - систематизация знаний.
   
   Вот мы и вышли на содержательную сторону.
   Материалы в помощь. Что есть у вас, помимо конспектов лекций, чтобы подготовиться? Есть программа зачёта. Есть учебники в библиотеке. Лекции в Интернете (у В. А. Миндолина и у меня). Словарик на Интернет-странице Кафедры. Самые предусмотрительные сохранили листочки с проверенными преподавателем "разминками". Это отличный материал для подготовки.
   Главное - программа. Она сама по себе - шпаргалка. Осталось убедиться, что каждый её пункт вы можете расшифровать. Каждое имя и понятие объяснить, любое явление описать.
   5 из 30 вопросов связаны с "Великими реформами". Раздел о реформах советую проработать особенно тщательно: ключевые понятия, характеристику каждой реформы (крестьянской, земской и городского самоуправления, судебной, военной). Разбираясь с крестьянской реформой, уточните взаимоотношения крестьянина: с общиной, с помещиком, с государством.
   Обратите внимание на весь пореформенный период. Ему в тесте уделено пристальное внимание. В экономическом плане: новые явления в городской экономике, промышленный переворот. В общественном плане: социальный облик деревни (что в ней происходило: она нищала, богатела или как?) Умейте различать либералов и консерваторов. Умейте различать национальные ограничения и сословные пережитки. Что такое сословия? Разберитесь с "похожими" названиями: "Народная воля" и "Народная расправа", земский начальник и земский гласный и т.д.
   Разберитесь с партиями, их лидерами, их местом в политическом спектре, их программами, особенно пунктами аграрными и касающимися политического устройства страны. Надо уметь различать правые и левые партии, правых и левых деятелей.
   Традиционно вызывает сложности первая русская революция. Почему это называют революцией? Когда и чем революция завершилась? Каковы ее основные события и итоги? То же - 1917 год. Легко запутаться в его обильных событиях, если не связать их для себя единой логикой. Год - всего, даже восемь месяцев, а 1/10 часть вопросов всего периода.
   Не мало вопросов по внешней политике. Значит, надо видеть все события внешней политики, которые отмечены в программе, ориентироваться в исторической географии (присоединения и отпадающие территории), знать исторических союзников и противников России. Итоги русско-турецкой войны. Итоги русско-японской войны. Итоги Первой Мировой войны, гражданской войны, советско-польской войны. Особенно важно проследить (поставьте себе такую задачу) союзников и противников России и территориальные изменения в течение большого периода - между Крымской войной и Первой мировой. Союз трех императоров, Тройственный союз, Тройственное согласие - это разные вещи. Антанта - это просто. Четверной союз - тоже просто?
   В программе к зачету есть раздел "Исторические деятели". Каждый из этих деятелей должен быть опознан с абсолютной точностью: не только по должности, но также - какова была его общественно-политическая позиция (консерватор, либерал, революционер, реакционер, деятель Временного правительства или советский деятель, красный, белый, за НЭП, против НЭПа и т.д.).
   Чтобы разобраться со всем этим, нужно время. Не оставляйте на последний день. Не зря сказано: "Готовь сани летом".

А.К. Кириллов
15 ноября 2006 года.

окна Гуманитарной кафедры