Самосовершенствование, саморазвитие можно назвать объективной и первичной ценностью для любого человека. Почему? Рассмотрим этот вопрос через понятие "энергия". Любая цель, любое дело требует какого-то количества энергии, которую мы получаем из воздуха, пищи, воды, солнца и т. д. Значит - любая деятельность - это "проедание", трата имеющейся в организме человека энергии. Соответственно, информация об оптимальных для человека способах получения и распределения энергии является особенно важной. Практическое применение этой информации и есть развитие. Можно сказать, что насколько информация об этом представлена в той или иной культуре, настолько эта культура является жизнеспособной.
Каковы основные исторически сложившиеся системы индивидуального, личностного развития? Можно выделить три такие системы: религия, боевые искусства и йога. Каждая из них предполагает структуризацию человека на две составляющих: сознание (эмоции, воля), и физическое тело, с которыми эти системы и работают - каждая по-своему, предлагая свои конкретные способы.
Религия основана на вере в авторитет - духовного лидера, догматики, боевые искусства базируются на таком методе развития, как обстановка экстремальной ситуации. Третья же система, йога (на санскрите "контроль", "единство"), предлагает сравнительно более целостный и гармоничный путь к самосовершенствованию, основанный на работе со своими непосредственными, внутренними ощущениями. Сейчас стала широко доступна литература по йоге (благодаря массовым изданиям и Интернету) - как древних авторов (Патанджали, Сватмарама), так и современных (работы мастеров йоги Айенгара, Ауробиндо, Шивананды, А.В. Сидерского, Мантэка Чиа).
Основных разновидностей йоги три - индийская, китайская (даосская) и тибетская. Интересна классическая структура индийской йоги, основанная на определённом алгоритме ступеней, этапов развития.
Первый уровень - это этика (ступень "Крия-йоги"), набор норм, "кодекс" общественных отношений и личного поведения. Его первостепенность определяется тем, что эмоции - самая мощная сила в человеке, и именно этой сферой важно научиться управлять прежде всего. В других системах также говорится о необходимости выполнения этических норм, выработке положительных качеств характера, однако их способы имеют ряд недостатков. Так, религии исходят из ограничивающих представлений - это идеи о наследственной греховности человека, о роли церкви как необходимого посредника и т. д. Системы боевых искусств зачастую вообще отрицают значимость этики, мотивируя это особыми взглядами на потребность выживания. Йога же предлагает ориентироваться на простые тезисы - естественность эволюции человека как части Вселенной и накопление энергии как механизм этой эволюции. В сфере этики этому соответствуют такие идеи, как любовь (к себе, к людям, к миру), и свобода от чрезмерных привязанностей. Поэтому выработка таких качеств, как любовь, доброжелательность, спокойствие, отрешённость, уравновешенность, является необходимой и естественной.
Следующий уровень - уровень развития собственно тела - "Хатха-йога" (опорно-двигательный аппарат и дыхание). Важность и необходимость этой ступени связано со следующим представлением о взаимосвязи сознания и тела. Эти две составляющие можно уподобить структуре компьютера - тело примерно соответствует механической части - "железу", а сознание - программному обеспечению. Физические части компьютера обеспечивают приток электричества (энергии), благодаря которым программы существуют и усложняются. В современной психологии всё шире распространяется идея о том, что мы воспринимаем информацию всем телом, поэтому необходимо гармоничное сочетание умственного и физического развития. Йога выдвигает основные принципы работы на этом уровне - плавность дыхания, растягивание мышц, гармоничное сочетание напряжения и расслабления.
Религиозные же системы часто вообще отрицают необходимость физического развития, а боевые искусства основываются на использовании внешнего фактора (угрозы жизни), часто недооценивая при этом роль эмоций.
Высший уровень индийской йоги ("Раджа-йога") - развитие психических способностей, прежде всего способности к концентрации внимания и воображение. Преимущество йоги здесь состоит в том, что она говорит об опасности форсирования этого этапа, о необходимости освоить сначала первые два уровня.
Для каждого человека стремление к совершенствованию является естественным, заложенным в его природе. Эта идея очень ярко выражена в книгах Ричарда Баха - "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", и "Иллюзии", а также в произведениях Паоло Коэльо. Думается, что с этим и связана мировая известность и популярность этих авторов - их идеи объективны.
30 ноября 2005 года