Поскольку наша школа специализированная и стержнем обучения здесь являются математика и естественные науки, то предметы гуманитарного цикла в ФМШ заметно сжаты, подобно тому, как сжаты математика и естественные науки в гуманитарных колледжах. Но это не значит, что отношение к гуманитарным дисциплинам формируется по "остаточному принципу". Не такова традиция ФМШ. Было бы достаточно глупо сказать: то, что относится, например, к физике ядра или теории клетки - это важно, а то, что относится к философии, психологии, истории человека, его духовному опыту - это не так важно. Наш принцип - комплексированность и уважение к человеку и к предметам, непосредственно обращенным к человеку. И это принцип всего коллектива ФМШ, не только преподавателей-гуманитариев. Один из умных и весьма образованных людей нашего века Иммануэль Валлерстайн утверждает, что "не существует внутренней методологической разницы между научным познанием человеческих явлений и научным познанием физических явлений". Из этого стоит исходить. Мы хотим, чтобы наши выпускники были успешны, разносторонни и полноценны и, уж во всяком случае, чтобы в области искусства или литературы, или истории, или психологии и философии выпускники ФМШ были не только не хуже, но чтобы они были лучше выпускников других школ.
Наблюдения последних 30 лет показывают, что есть несколько общих ("менталитетных") черт, характерных для разных поколений "фымышат": 1) исключительная восприимчивость к информации и связанная с этим легкость установления "обратных связей" по ходу обучения; 2) стремительность погружения в новую проблематику, включая проблемы высокой степени сложности; 3) нелюбовь к монологу, а склонность к общению, к диалогу. Хотя, конечно, и наборы, и классы встречаются разные.
С другой стороны, из года в год воспроизводятся и отрицательные черты, например, разгильдяйство, определенная неадекватность самооценок. Неравномерна предшествующая гуманитарная подготовка, и в целом, она недостаточна. Иногда видишь: человек хороший, но немного невежественный. Но это искупается общими усилиями, нарастающей способностью к самостоятельности - к самостоятельному мышлению, к самостоятельным действиям, к самостоятельной жизни. Среди выпускников ФМШ много ярких людей. Статистически на потоке можно предположить наличие одного потенциального члена академии, в каждом классе сидит хотя бы один будущий доктор наук. И организаторы производства, и организаторы бизнеса. Они и за пределами ФМШ держатся другу друга, дружат, помогают друг другу, а если нужно, и преподавателям.
О преподавателях. Почти все преподаватели - действующие научные работники, и они находятся в приличной научной форме. Пятеро ведущих преподавателей гуманитарной кафедры (А.Л. Галин, Е.Н. Брыкова, А.С. Липин, Н.Ф. Подопригора, О.Б. Соловьев) - выпускники ФМШ. Больше половины - выпускники НГУ.
Базовые гуманитарные курсы - литература и история. Мы придаем также большое значение эксклюзивным курсам и спецкурсам. О спецкурсах я расскажу в следующий раз.