Исторический календарь: неделя за неделей
ноябрь, 24 - 30

От Морского корпуса до Морского порта

30 ноября 1854 года Николай Иванович Путилов получил царское повеление
построить флотилию для обороны столицы

Николай Путилов
"С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверия к нему, что мы вели дело без всяких формальных бумаг, а на чести".
(Из адреса столичных заводчиков).
   Так в 38 лет он начал новую жизнь - крупного промышленника. И острый ум, и решительный характер он успел проявить ещё в 1840 году. Молодой выпускник и преподаватель Морского корпуса заявил об ошибке знаменитого Коши, на формулы которого опирались расчёты артиллеристов. (Академик Остроградский подтвердил правоту мичмана, опубликовав совместную с ним статью).
   Он брался за то, чего не делал никто до него. В 1854-м ему поручили построить за 5 месяцев флотилию паровых канонерских лодок для обороны С.-Петербурга, беззащитного перед лицом англо-французского флота. Прежде русский флот был парусным. Путилов же объединил 20 заводиков, способных производить различные части канонерок; добавил рабочих. Лёд растаял - флотилия была готова к бою.
   То, за что брался, он делал невероятно быстро. Рекорд скорости поставил в январе 1868-го. Тогда на железной дороге Петербург-Москва полопались рельсы, подвезти из-за границы новые возможности не было. Путилов не просто предложил самые качественные и самые дешёвые в мире рельсы (собственное изобретение). Он наладил их производство через 8 дней после передачи ему старого казённого завода. Станки начинали работать прежде, чем возводились цеха. Потекли и другие заказы: современные пушки, скоростные паровозы, пароходы.
   Он замечал те же недостатки, которые видели другие. Но в отличие от других, предлагал решение и воплощал его. Было ясно, что мелководность Невской губы здорово удорожает внешнюю торговлю, вынуждая к лишней перегрузке товара с морских судов на лихтеры. Путилов предложил: построить в Петербурге морской порт, а к нему через мелководье прокопать канал. В это государственной важности дело он вложил миллионы личных рублей, потерял за долги акции собственного завода, но не допустил остановки работ. Петербургский Морской порт начал действовать через 5 лет после смерти Путилова, в 1885 году.
   Всей своей жизнью он опровергал пессимистичное наблюдение В. Ерофеева ("всё на свете должно делаться медленно и неправильно"). К нему больше подходит - из Высоцкого: "Мы вращаем Землю".

А. К. Кириллов

окна Гуманитарной кафедры