ФМШ стимулировала и будет стимулировать развитие гуманитарных знаний

   Предположение о том, что ФМШ даст мощный отклик в развитии гуманитарных знаний, поддаётся обоснованию.
   Обучение в ФМШ так сильно уводит некоторых учеников в сторону развития понятийно-логического мышления и в связи с этим так сильно внутри личности создаёт разделение сфер мысли и чувств, что преодолеть это разделение (наведённое раздвоение) в каждом конкретном случае может лишь развитая функция, связывающая подсознание и сознание, ("трансцендентальная" по К. Юнгу). А если развитая, то это означает, что она выведет человека на уровень искусства.
   Вид искусства будет выбран в соответствии с психофизиологическим обликом человека и особенностями его жизни, связан с занятиями, которым он больше всего уделял внимание и с выделением некоторой "результирующей", или интегративной, составляющей в них. Но это уже детали, главное - научиться выделять представления об интересующих явлениях в целом, основы которых формируются в подсознании, научиться выражать их в избранном виде искусства.
   Искусство вбирает в себя опыт наблюдений того, что интересовало, весь опыт размышлений об этом и на этой основе формирует целостные представления, выражаемые в нём.
   Можно заметить, что развитие, о котором идёт речь, - ФМШ - НГУ (или другой ВУЗ) - наука /// постепенный разворот к искусству - происходит очень медленно, в некоторых случаях крайне медленно.
   Если раньше некоторые люди выходили на уровень искусства к среднему возрасту, то под влиянием обучения в ФМШ (в сенситивный период развития понятийно-логического мышления) такой переход становится возможным лишь к среднему возрасту (35 - 40 годам), причём и после начала идёт медленно, растягиваясь на одно-два десятилетия.
   Для неразвитого человечества и так сойдёт, поскольку оно не знает основной закон психологического развития человека и не умеет следовать ему в самостоятельных действиях и в обучении.
   Следование искусству стимулирует создание интегративных представлений и в избранной профессиональной деятельности, в частности, в математике или в физике, позволяя поднять эти представления на высокий качественный уровень.

Александр Латыпович Галин,
доцент СУНЦ НГУ
26 октября 2005 года

окна Гуманитарной кафедры