В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческий выбор


  Оглавление
  К читателю

  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Вопрос о цели

   Уж так устроен человек, что он все время мыслит и чувствует в категориях целей, стремится предписывать смысл и пункт назначения действиям и событиям. И это понятно: человек действует (по желанию или по необходимости), а деятельность всегда подразумевает цель деятельности. Другое дело, находится эта цель за пределами жизни, или это цель жизни, или краткосрочная цель, намечаемая с утра и реализуемая к обеду.
   Индивидуально конечная точка человеку задана - это смерть. Но что-то мешает ему сказать себе, что итогом его существования является смерть.

   
Впрочем, не всегда. Представление о смерти - основное в самурайском кодексе: "Путь самурая, - говорится там, - это стремление к смерти". Но в то же время утверждается, что самураи - это люди, которые думают о чем-то за пределами своей жизни.
   
"Мы изобрели понятие "цель" - в реальности отсутствует "цель"
Фридрих Ницше

   Но имеет ли цель человечество в целом? Оказывается, что на протяжении большей части мировой истории массы людей упрямо стремились иметь общезначимое представление о цели. Причем не о промежуточной, а о конечной цели, об особом своем предназначении. Все время возникало видение исторического процесса как направленного к какой-то определенной точке. Может быть, человечеству, изначально свойственно бессознательное тяготение к идее "конечной цели"?
   
Или было свойственно? Кто-то из наших современников остроумно заметил, что современная цивилизация имеет все более могучие средства и все более неясные цели.
   
"Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни"
А.А. Блок

Самурай
Самурай


   Эсхатология.
   Слово - эсхатология происходит от греч. eschatos последний + logos понятие, и объемлет мистические представления о конечной судьбе мира и человечества. Эсхатологические представления входят во многие религии, например, в христианство.
   
Но еще до начала нашей эры древнееврейские пророки неизменно предсказывали какую-то громадную историческую катастрофу, после которой уже ничего не будет.

   Речь идет о конце истории, предчувствие которого - своего рода традиция человечества. Какова бы ни была философия истории, концепция "конца истории" присутствует в любом случае. Миллионы людей в различные эпохи и в разных концах света безоговорочно принимают эту идею, а многие даже стремятся к финалу. Эсхатологические ожидания человечества - это ожидания катастрофы и финала, или финала через катастрофу.

Гюстав Доре. Из иллюстраций к Библии


   Христианская версия.
   Существует немало версий конца истории. Одна из самых распространенных - христианская версия. Последняя книга Библии, "Апокалипсис" являет собой откровение о катастрофе, через которую человечество войдет в "светлое будущее", в Царство Божие на земле. Будет покончено с многовековым неправедным и несправедливым состоянием бытия. После "последнего и решительного боя", произойдет окончательное утверждение идеалов Истины, Добра, Красоты, и история получит свое гармоничное завершение в идеальном состоянии возродившегося человечества.
   Это связано с предсказанием Второго Пришествия Христа, после которого "времени больше не будет" (слова из "Апокалипсиса") - мир застынет в своем совершенстве. Приход нового, совершенного мира в результате катастрофы существующего, - такова одна из версий финала человеческой истории, существующая в христианском мире и по сей день.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса


   Коммунистическая версия.
   С давней мечтой человечества о "Золотом веке" связано коммунистическое представление о финале. В ХIХ-ХХ вв. показалось, что "Золотой век" приблизился, что он рядом. Это оптимистическое видение было обусловлено небывалым ускорением научного и технического прогресса. Многим показалось, что на базе новейшей науки и техники, раскрепощенного человеческого труда, через революционный взрыв и революционную диктатуру - возможен скачок из царства необходимости в царство свободы. Об этом извещал "Коммунистический манифест" 1848 г. Коммунизм представал как финальная цель. Наступление "Царства Божия" переносилось из потустороннего будущего в практические человеческие дела здесь, на земле.

Н. Рерих. Ангел последний. 1942


   Либеральная версия.
Ф. Фукуяма
Ф. Фукуяма
   В конце ХХ века, прошедшего под знаменем войн и революций, возник своеобразный кризис цели. Человечество во всеоружии науки, техники, современных технологий хоть и казалось сильным, но на деле зачастую оказывалось бессильным противостоять несправедливости, варварству, жестокости, экологическим и иным угрозам.
   Одновременно с кризисом цели (а, может быть, как ответ на него) появилась новая версия конца истории. Она была изложена в книге Фрэнсиса Фукуямы, которая так и называлась - "Конец истории и последний человек", и сразу же стала мировым бестселлером. История уже закончилась, сообщил либеральный профессор, только никто этого не заметил. Отныне и навсегда устройство мира будет базироваться на одном образце, и это будет западная модель, прежде всего, американская - американский стандарт рынка, капитализма и демократии. Америку, "цитадель прогресса", Фукуяма объявлял уже достигнутой целью человеческой истории. Катастроф, уверял он, больше не будет, и уже ничто не сможет противостоять американскому миру, американской империи. Финал наступил, история завершена.

И. Валлерстайн
"После либерализма"



   "Пределы роста".
   А двадцатью годами раньше возникла еще одна, одно время чрезвычайно популярная версия конца истории - версия катастрофы без спасения. В 1972 г. группа молодых американских специалистов попыталась создать на базе компьютерных моделей футурологический прогноз на ХХI век. Так появилась знаменитая книга "Пределы роста" ("The limits to growth"). В интервале между 2030-2050 годами, предупреждали авторы прогноза, жизнедеятельность человечества станет предельно опасной для среды обитания и войдет в непримиримое противоречие со всей планетой, произойдет гигантский планетарный спазм, несущий гибель.

Питер Брейгель. Страшный суд
"За пределами"

   Ну и что?
   Иные спросят: "Ну и что? Зачем нам все эти версии финалов?" Может быть, пригодятся. Что впереди? Куда идет человечество? Как видно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы.
   Среди прочих, и такой ответ: представление об окончательном историческом состоянии, которое непременно должно наступить, в принципе неверно. Просто идет непредсказуемое движение, некий великий эксперимент, результаты которого могут быть самыми неожиданными. Если так, то "конца истории", какого-то предначертанного "смысла истории" просто нет, в исторической деятельности происходит постоянное возобновление целей, а будущее всегда открыто.
назад вперёд


Э. Булатов. Дорога
Э. Булатов. Дорога

Rambler's Top100