В. А. Миндолин. Человек и общество
Человеческий выбор


  Оглавление
  К читателю

  Человеческий выбор

  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Эссе. Тема: "Человек и космос".
Информация к размышлению

   Среди русских мыслителей-утопистов выделяется "загадочный мыслитель" Н.Ф.Федоров (1828-1903) - человек, чье мировоззрение оказало немалое влияние на формирование Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, а впоследствии К.Э.Циолковского. В течение четверти века Федоров работал смотрителем главной библиотеки России - Румянцевского музея. Этот аскет-одиночка, спящий на сундуке и раздаривавший нуждающимся всю свою зарплату, был одним из образованнейших людей своего времени. Главный труд его жизни вышел в свет, когда автора уже не было на свете. Книга называется "Философия общего дела".
   Общим делам Федоров считал воскрешение мертвых силами науки. Он ставил перед человечеством задачу - победить смерть. Все народы, люди всех профессий, верований и убеждений должны объединиться в этом братском деле. Ведь воскресение отцов - поистине общечеловеческий, общий долг.
   "Не будет чрезмерным желание, - писал Н.Ф.Федоров,- чтобы если не каждая община и волость, то хотя бы каждый уезд имел воздушный крейсер для исследования и новых опытов. Это было бы приглашением всех умов к открытию пути в небесное пространство. Долг воскрешения требует такого открытия, ибо без обладания небесным пространством невозможно одновременное существование поколений.
   Этот великий подвиг, который предстоит совершить человечеству, заключает в себе все, что есть возвышенного в войне (отвага, самоотвержение) и исключает все, что есть в ней ужасного (лишение жизни себе подобных). Человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного корабля. Солнечная система должна быть превращена в единую хозяйственную силу".
   Поначалу идея могла показаться безумной. Век спустя, с открытием клонирования и успехами в освоении космоса, она уже не кажется столь фантастичной. В этом же направлении строил свои рассуждения К.Э. Циолковский. Он хотел осчастливить человечеств путем двойного штурма - земной природы и околоземного пространства.
   Но мысль "космических философов" шла дальше. Русские мудрецы Федоров, Булгаков, Бердяев, Соловьев в полный рост ставили в начале ХХ в. проблему об отношении Человека к Космосу. "Через нас, через разумные существа,- писал Федоров,- природа достигает полноты самосознания и самоуправления, воссоздает все разрушенное по ее слепоте и тем исполняет волю Бога, делаясь подобием его". Будущее человечество виделось ему "многоединым, или, точнее сказать, всеединым существом", "притом, что личность каждого "будет сохраняться". "Возможно ли это?- спрашивал Федоров, и отвечал: "Возьмите "Троицу": "В учении о Троице заключается путь для совокупного действия человеческого рода".
   Вот несколько реплик, важных для характеристики взглядов С.Н. Булгакова: "Человечество есть душа мира, по крайней мере, в своем предназначении и в своей потенциальности", в человека "потенциально заложено самосознание всей природы", "Каждая человеческая личность потенциально носит в себе всю вселенную". Человек должен быть признан "в качестве космического агента".
   Может ли Космос объединить людей?
назад вперёд

Кикладский идол

Rambler's Top100