История России
На вершине могущества:
"просвещенный абсолютизм" Екатерины II.
Российская империя во второй половине XVIII в.



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства
- Начало эпохи преобразований
- Строители империи: Петр I и его преемники.

- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм"
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса
Мыслители и вольнодумцы.
Культура России второй половины XVIII в.

   Вторую половину XVIII столетия можно считать преддверием «золотого века» русской культуры, пришедшегося уже на XIX в. Именно в екатерининскую эпоху заявляет о себе целый ряд русских мыслителей, поэтов, писателей, художников – тех, кто уже освоили многие достижения европейской культуры и стали создавать свои собственные оригинальные творения. Разумеется, не случайным было в годы правления Екатерины столь пристальное внимание к эпохе Петра Великого: императрица считала себя его последователем в деле преобразования страны на европейский лад. Зримым символом такой преемственности послужил знаменитый «Медный всадник» – памятник Петру I в столице.
   Однако среди прочих результатов культурной трансформации России в XVIII в. были и такие, что оказывались непредвиденными и неприятными для власти. Например, попытка развития в стране неподцензурной периодической печати, свободной журналистики. В конце 1760-х гг. Екатерина сама инициировала временное снятие цензурных ограничений, объявив полную свободу частной инициативы в издательском деле, даже начала сама издавать сатирический журнал «Всякая всячина». Понятно, объявленной императрицей свободой воспользовались многие. Среди них был и Н. И. Новиков со своими журналами «Трутень», «Живописец» и др. Новиков не побоялся вступить в публичную полемику с Екатериной, сделав акцент на острейшей критике режима крепостного права с морально-нравственных позиций. Путем обличающей сатиры Новиков показывал аморальность и бесчеловечность этого режима. Властям пришлось закрывать новиковские журналы в административном порядке, хотя и в 70-е гг. он несколько раз возобновлял свои издания. Впоследствии он стал одним из идеологов и проводников масонства в России, за что и пострадал, в последние годы жизни Екатерины угодив в крепость.

Памятник Петру I в Петербурге. Скульптор Э.-М. Фальконе. 1765–1782 гг.
Петру I от Екатерины II


Портрет: Н. И. Новиков. Художник Д. Г. Левицкий
Н. И. Новиков

    Другая замечательная фигура в ряду мыслителей конца XVIII в. – А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», изданного в 1790 г. В его идеях уже прослеживается отчетливое влияние таких событий, как Американская война за независимость и Великая Французская революция. В форму путевых заметок (дабы миновать цензуру) Радищев облек мысли, которые можно назвать революционными: осуждение самодержавной власти за пренебрежение ею элементарными правами народа, однозначная ассоциация крепостного строя с рабством, наконец, убежденность в том, что лишь революция способна кардинально изменить государственное и общественное устройство России. Понятно, что судьба Радищева оказалась печальной: арест и приговор к смертной казни, позже замененной ссылкой в Сибирь. Его можно считать первым представителем российского радикализма.

Радищев Александр Николаевич
А. Н. Радищев

    Все это, как ни странно, тоже было естественным результатом политики «просвещенного абсолютизма». В самом деле, демонстрируя свою приверженность идеям Просвещения, Екатерина не могла не понимать, что рано или поздно использование их перестанет быть ее монопольным правом, что в стране появятся достаточно образованные люди, способные развивать их далее, применяясь к российским условиям. И действительно, достаточно назвать имена А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, профессора Московского университета С. Е. Десницкого и др. Все они публично настаивали на необходимости ограничения крепостного права, реформирования политического строя, практической реализации теории «естественного права». Своеобразно «консервативная» критика политики «просвещенного абсолютизма» содержится в работах историка и публициста кн. М. М. Щербатова, упрекавшего Екатерину в отстранении дворянского сословия от рычагов высшей власти в государстве, обвинявшего ее в «повреждении нравов» (вспомним многочисленных любовников и фаворитов императрицы!).
   То же самое мы можем заметить, обращаясь к другим сферам отечественной культуры. В екатерининскую эпоху жили и творили поэты А. П. Сумароков и М. М. Херасков, писатель-драматург Д. И. Фонвизин, начал реализовывать свой многогранный талант Н. М. Карамзин. Вспомним также имена архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, художников Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского, скульптора Ф. И. Шубина. Преодолев последствия крутой ломки традиционных норм, произведенной Петром в начале столетия, русская культура к концу XVIII в. входит в полосу нового расцвета.
назад вперёд

словарик
словарик:
радикализм


купец Иван Сидорович Барышников работы Федота Шубина
купец Иван Сидорович Барышников
работы Федота Шубина