История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.
  • "Сейчас главнейшей силой, сплачивающей новое русское государство... будет являться великая мировая ценность - русская культура во всех её проявлениях"
    В.И. Вернадский

    Революция и культура
    Ленин
    Восстание

        Революция была великой надеждой обитателей холодных чердаков и сырых подвалов, униженных и оскорбленных, голодных, холодных и босых, отверженных, одиноких.
       Но и люди культуры, многие из них, особенно из молодежи, восприняли революцию 1917 года как праздник раскрепощения. Так было с Маяковским: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". И с А. Блоком: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!".
       Новая эпоха представлялась "весной человечества". "Мы прославляем вслух революцию, как единственный двигатель жизни", - заявляли молодые художники. Художники вышли на улицы. Они рисовали плакаты, гигантские панно, оформляли площади для массовых политических акций и красных праздников, в праздниках участвовали десятки тысяч - в Москве, Петрограде, на фронтах. Это было какое-то неистовство красного цвета.

       С Октябрьской революцией в русскую жизнь пришло новое правописание и новый календарь. Декрет СНК о введении в Российской республике западноевропейского календаря был принят 24 января 1918 года, и последующее 1 февраля 1918 г. стало 14 февраля. Не прошло и 9-ти месяцев, как стали исчезать "яти", "фиты", "иоты", "i". Обновлялись время и письмо.

    Блок
    Ленин


    М. Ларионов. Велимир Хлебников.
        Для многих людей то был момент невиданного энтузиазма и воодушевления. Эти настроения особенно ярко выразил Велимир Хлебников, воспринявший революцию как вселенское явление: "Как слоны, высоко подняв хоботы,/ Заводы трубили/ Зарю/ Мировому братству…", "Это шествуют творяне, /Заменивши д на т./Ладомира соборяне/ С Трудомиром на шесте", "Пусть млечный путь расколется на млечный путь изобретателей и млечный путь приобретателей". Поэт выдумал теорию расширяющегося "Я": "Все в степени "Я". Все - мир, а "Я" - дробь". Он призывал "совершать обмен видами труда посредством обмена ударами сердца. Начинать каждый труд ударами сердца - денежной единицы будущего…".

       Произошел настоящий взрыв коллективистских и альтруистских чувств: "Мы" вместо "Я". Поэма В. Маяковского "150 000 000" вышла в 1921 году в свет даже без указания имени автора на обложке. С энтузиазмом воспринял Октябрьскую революцию М. Шагал, который одно время активно комиссарствовал в Витебске. Открытыми революцией новыми возможностями был воодушевлен Всеволод Мейерхольд. Сблизившись с Маяковским, он поставил в Петрограде грандиозное площадное зрелище под названием "Мистерия-буфф" - "героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи". В триединстве героического, эпического и сатирического начал виделась им новая эпоха в целом.

    Фото: Велимир Хлебников

    Ю. Анненков Иллюстрация к поэме Двенадцать


    Фото: М. Горький
       М. Горький, И. Бунин, М. Волошин ужаснулись революции как взрыву иррациональности, угрожающему самим основаниям русской культуры.

       В 1917-1918 гг. М. Горький публикует "Несвоевременные мысли", характерные как пример свойственной ему способности идти против течения. Писатель убеждает: культура в опасности. Он считает: пробуждаются худшие черты русского народа: анархизм, неуважение к личности, жестокость, наконец. Тогда же непокорный, далекий от всякой власти Борис Григорьев создает цикл картин "Расея", в котором тема русской революции обнаруживает в нем художника, мыслящего, по словам Блока, "глубоко и разрушительно". Образы русских людей, выхваченные его взором в окрестностях Петрограда, созданы виртуозно, картины красивы и притягательны, но нет в них надежды: беспощадный гротеск, почти циничная деконструктивность. В 1919 г. Григорьев уехал из России на Запад.


    Б.Д. Григорьев. Из цикла Расея

       Но начале крестного пути революции среди деятелей культуры было немало оптимистов, которые, напротив, увидели здесь бунт разума против иррациональности. Идея разумного преобразования мира стала ведущим мотивом революционной и послереволюционной культуры. Во многом это была культура авангарда.

       Авангард - в этом термине содержится бунтарское начало, призыв к дерзновенному порыву и даже к агрессии в искусстве. Революционный вихрь, крушащий все на своем пути, отвечал стремлениям авангардистов к борьбе со всяческим старьем, к радикальному изменению культурных, а за этим и жизненных форм. Авангардисты ощущали и "презентовали" себя как "переустроители", творцы жизни средствами искусства: искусство, выражающее энергию пролетариата, торило дорогу истории.
       Авангардист и большевик взрывали традицию каждый по-своему: один в искусстве, другой - во всем социуме. С точки зрения формы, авангард мог заходить довольно далеко. В 20-е годы широко известен был опус "Завод. Музыка машин", где средствами традиционного оркестра убедительно изображалась звуковая картина работающих механизмов. Средства самовыражения были разные, но непременно предполагали забвение меры, метод - абстракция, условность, гипербола.

       Взяв власть, большевики внесли нечто новое в отношения между государственной властью и культурой. Учреждения культуры, - театры, оркестры, кино, книжное дело, библиотеки, музеи, частные художественные собрания и т.д., - подверглись национализации. Рабоче-крестьянское государство взяло на себя содержание и снабжение культурных учреждений, а также жизнеобеспечение деятелей культуры. Возникала база для их зависимости от государства. Но это не выливалось еще в жесткое государственное регулирование, систематическое ограничение свободы художественного творчества. Кинорежиссеры, например, работали с 1922 года на "кинофабриках", при этом свобода их была достаточно широка.



    Л. Лисицкий. Клином красным бей белых

    К. Юон. Новая планета


       С переходом к нэпу произошла известная "денационализация" культурного дела. Одно время существовало около 30 частных издательств, до трети театров и кинотеатров были переданы кооперативам и частным лицам. Впрочем, этот "зигзаг" был быстро преодолен.

    Фото: А.В. Луначарский
       Важную роль в новом культурном строительстве играл А.В. Луначарский, нарком просвещения, интеллектуал, неортодоксальный большевик, способный публицист, литературный критик и, увы, гораздо менее способный драматург. С ним и с Наркомпросом активно сотрудничали такие разные люди, как В. Маяковский, О. Брик, В. Кандинский, К. Малевич, В. Мейерхольд, М. Горький, И. Эренбург, Д. Штеренберг и др. Из вождей большевизма много занимался проблематикой культуры и созданием соответствующих политических установок Л.Д. Троцкий.


    Фото: Л.Д. Троцкий


       Большевики, как известно, выступали не только сторонниками радикального изменения социальной среды, но и решительными преобразователями человеческой природы. Троцкий так определял ступени возвышения и очищения человека: сначала человек очищает себя от бога и берет на себя ответственность за мир, потом он отвергает царя, потом он очищает основы хозяйства от хаоса и конкуренции и, наконец, он освобождает свой внутренний мир от бессознательности и темноты. Человек глядит на себя, как на сырой материал или как на полуфабрикат, как на "полуживотное". Он "сам себя берет в работу", сам себя преобразует. В том числе и средствами искусства.

       Механизм "диктатуры пролетариата", к монтажу которого немедленно, сразу после взятия власти, приступили большевики, распространялся и на культурную, духовную жизнь. В условиях революции и гражданской войны крайне ограничена была свобода печати, политическая свобода в целом. Диктатура не стеснялась в средствах. В августе 1921 г., уже на излете гражданской войны, по облыжному обвинению в связи с организацией, готовившей контрреволюционный переворот в Петрограде, был арестован и расстрелян замечательный русский поэт Н.Гумилев, гордость "серебряного века".

       Для полноты картины следует заметить, что практика бессудных расстрелов, производившихся по решению коллегии ОГПУ, не прекращались в течение всех 20-х гг.

       В Советской России были учреждены всеобъемлющие органы цензуры - в 1922 г. Главлит, немного позже - Главрепертком.


    В.А. Фаворский. Октябрь

    К. Малевич. Красная конница

        Многие деятели культуры, напуганные русской Смутой или категорически не принявшие пролетарскую революцию, покинули Россию. Иные инакомыслящие отказались оставить родину, и оказались или на перепутье, или в сложном состоянии духовной оппозиции новой власти. К этой части принадлежали А. А. Ахматова, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков…
       Российская культурная ситуация была далеко не однозначной. И, тем не менее, первые послереволюционные, а потом и 20-е годы стали временем значительных достижений отечественной культуры, замечательного культурного разнообразия, мощного взлета творческой активности писателей, поэтов, художников, архитекторов, музыкантов, временем поиска и нахождения новых форм творчества. Появились имена, благодаря которым Россия вписала важную главу в историю мировой культуры ХХ века.
       Культурной доминантой тех лет была очень большая художественная левизна. Большинство держалось "левой стороны", иные - крайне левой.
    назад вперёд


    А.А. Ахматова. Портрет работы Н. Альтмана

    Rambler's Top100