История России
Культура первого
послереволюционного десятилетия


   Оглавление

       Россия после Романовых

  • 1917 год. Октябрь.
  • Гражданская война в России.
  • Новая экономическая политика. Образование СССР.
  • 20-е годы. Выбор пути.

    Культура первого послереволюционного десятилетия.
  • 30-е годы. Сталинская модернизация.
  • 1937 год. "Большой террор".
  • 30-е годы. Предвоенная внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
  • Сумерки режима. Рождение сверхдержавы (1945-1964).
  • Могущество за счет развития. Застой (60-80-е годы).
  • "Перестройка". Крушение СССР (1985-1991).
  • Развитие капитализма в России. 90-е годы.
  • Заключение. Россия. ХХI век.

  • Культура русской эмиграции

        За пролетарской революцией последовала эмиграция большого числа деятелей культуры, не желавших мириться с разгулом массовой народной стихии, с эксцессами революции и гражданской войны, бежавших от красного террора, голода и холода. За границей оказались многие выдающиеся деятели русской культуры. Иные из них вернулись на родину - одни раньше (А.Н. Толстой), другие позже (М. Горький, С.С. Прокофьев), третьи на излете жизни (А.И. Куприн). Другие не вернулись никогда.
       Разъединение русской литературы, как и всей русской культуры, на советскую и эмигрантскую существенно, но оно же и условно: питали обе эти культуры общие национальные корни, и то, что сегодня, почти столетие спустя, формируется единая крона, лишь подтверждает, что культура в целом сохранила единство.

    Фото: Иван Александрович Бунин

    Фото: Игорь Стравинский
       Послереволюционная русская эмиграция, от Харбина до Константинополя, Праги. Берлина и Парижа, насчитывала более 2 млн. человек. Очень немногие из эмигрантов быстро интегрировались в чуждую для них социальную и культурную среду - большинство испытывало трагическое чувство тоски по родине. Среди десятков имен эмигрантов, составивших гордость русской культуры ХХ века, писатели И.А. Бунин, И.И. Шмелев, Г.В. Иванов, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева, композиторы С. Прокофьев, И. Стравинский, С. Рахманинов, актеры М. Чехов и Ф. Шаляпин, художники И. Репин и В. Кандинский и многие другие.

       Л. Троцкий безапелляционно заявлял, что эмигрантской литературы не существует. Жизнь подтвердила, однако, оценку И.А. Бунина: "Из видных писателей, как зарубежных, так и "советских", ни один не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли".

       В эмигрантской культурной среде выдвинулись новые имена, среди них В.В. Набоков, познавший, как и многие другие, горечь и вдохновение изгнания и вкусивший на излете жизни мировую славу. Центром духовной опоры для всех русских явились имя и поэзия А.С. Пушкина, чье творчество стало для русских эмигрантов "культовым". К образу Пушкина все больше обращались и на родине.

    Н.А. Кузьмин. Иллюстрация к роману Евгений Онегин

       
    назад вперёд

    Rambler's Top100