В. А. Миндолин. Человек и общество
Проблема идеала


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Дух выше разума

   Кант.
   А в это время в далекой разобщенной Германии, в одном из ее захолустий Кенигсберге маленький одинокий человек внимательно наблюдал за французами, сочувствовал их стремлениям, ужасался результатам.
   Человек этот был Иммануил Кант (1724-1804), вечный холостяк, остроумец и педант, чудак, прогуливавшийся по тихой отдаленной улочке с тоненькой камышовой тросточкой, и один из величайших философов на свете. Он отчетливо видел, как прогрессивный идеал потерпел сокрушительное поражение, столкнувшись с объединенными силами человеческой глупости, подлости, жадности, тщеславия, эгоизма, словом, с несовершенством человеческой природы. Разум не может победить безумие, чванство, злобу, жажду разрушения, - абсурдное течение человеческих деяний. Значит, разум не всесилен? Нет, сама природа разума противоречива. Разум порождает антиномии (противоречия) - единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений.


Кант

   
  С этой точки зрения, равно доказуемы, например, утверждения, что человек подобен животному и что он богоподобен. В равной мере нельзя ни доказать, ни опровергнуть ни тезис о необходимости начала Вселенной, ни антитезис о ее вечном существовании.
  И чем больше развивается наука, тем больше нарастает антиномичность разума. Антиномичны: геометрия Эвклида и геометрия Лобачевского, физическая теория Ньютона и теория Эйнштейна. Равно доказуемы общая теория относительности и квантовая механика.
  Возникнет, скажем, объединяющая их квантовая теория гравитации, и будет рядом - новая, антиномичная ей теория, и т.д. Наука дает лишь относительное знание.

   Разум развертывает свои возможности через антиномии. Стремясь устранить антиномичность, человеческий разум (ratio) создает новое знание. Но, как Гулливер лилипутами, он постоянно опутан антиномиями. К тому же в обыденной жизни люди руководствуются не теориями разума, а указаниями ограниченного рассудка: сиюминутными интересами, корыстными и мелкими мотивами. Диктует их природный мир, он жесток, животен, наполнен частными интересами и потребностями.

Кант
Кант


   Категорический императив.
   Кант видит решение проблемы в том, чтобы разделить два мира: природы и морали. Идеал следует искать не в мире природы, а исключительно в мире морали, где человек может действовать, руководствуясь нравственным законом. Категорический императив - это проявление внутри нас независимого мира, голос которого мы можем слышать, совесть. Идеал должна задавать совесть, а не разум. Одна только совесть.
   Идеал должны задавать звездное небо над нами и голос этого самого категорического императива - нравственного закона внутри нас. И Кант формулирует свой знаменитый нравственный императив: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего закона".
   Или, иначе: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого человека как к цели и никогда как к средству".
   Или еще иначе: ты можешь делать только то, что не вернется к тебе в виде разрушения условий твоего собственного существования. Если поступаешь свободно, то не совершишь таких действий, которые нарушат твою возможность свободы.
   
"Долг - это уважение к праву другого"
Иммануил Кант
   
Но об этом же говорил и Конфуций. На вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, Конфуций отвечал: "Это слово "взаимность". Не делай другим то, чего себе не желаешь". И Аристотель: "Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами". До него - Будда: "Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания". Но ведь, в сущности, это и христианская заповедь. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними",- читаем в Новом Завете.

   Значит, поиск идеала связан с верой? Для Канта - обязательно. Вера помогает смирить противоречия разума и объединить людей в движении к общей нравственной цели. Надо только увидеть ее, эту достойную цель, такую, ради которой человек будет способен поступиться эгоистическими мотивами, как это делали лучшие люди в истории. Такой свободной, самостоятельно поставленной, не навязанной целью, такой линией на горизонте может стать совершенствование человеческого рода.

Звездное небо


   Гегель.
   Смирить противоречия? Невозможно. Ведь противоречия лежат в самой основе человеческого бытия, они - признак истины. Младший современник Канта, другой великий немецкий философ строит целую теорию, смысл которой - прогресс через противоречия. Имя его Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
   Его предмет - Абсолютный мировой дух, который стремится к самому себе через вещественное бытие. Каждое данное состояние бытия - лишь момент в движении Мирового духа Возникновение, напряжение, разрешение противоречий, открытие и развертывание индивидуальных "я" - это и есть способ движения Мирового духа. История перемалывает миллиарды человеческих существований. Но все эти "я" - лишь моменты в становлении всеобщего, абсолютного Самосознания.
   
«Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего "я"»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

   А идеал - это нечто такое, что от века к веку, от поколения к поколению все больше прорисовывается сквозь всеобщий хаос. Это Мировой дух делает видимый мир все более похожим на себя. Знайте: Абсолютный дух и есть идеал! Пробиваясь, проступая через несовершенное вещественное бытие, Абсолютный дух воплотит, в конце концов, совершенное. Великие люди (таков для Гегеля Наполеон) - "доверенные лица" Мирового духа. Материальный мир - его более или менее точное выражение. Наука, изучение человеком материального мира, - способ его самопознания.
   
Никто с такой силой, как Гегель, не ощущал пафос противоречия. Гегель рисует впечатляющую картину того, как Абсолютный дух движется к себе через искусство. Материя косна, инертна, неподвижна, неподатлива. Овладевая ею, Мировой дух совершенствует инструменты, динамизирует, утончает материю: резец и мрамор, кисть и холст, бумага и карандаш, ноты и орган, стихия звука - царство музыки и поэзии. Скульптура, живопись, поэзия, и - самое высокое - музыка и архитектура ("музыка в камне"). Все ближе и ближе к идеальному замыслу, к идеальному образу, к Абсолютному духу. Отчего же всегда так мучается, так не удовлетворен художник? То, что он создал, как бы прекрасно оно ни было, увы, не абсолютно. Так же в науке, и во всей человеческой деятельности. Каждый данный момент истории есть лишь момент в непрерывном движении, момент компромисса идеала с косной, мертвой материей.
назад вперёд

Гегель

Rambler's Top100