Психология творчества Галин А.Л.
Программа курса (11 класс)
Курс включает в себя три взаимосвязанные части:
Введение
Преподаватель знакомится с учащимися, определяет уровень психологических знаний учащихся. Далее дается краткая характеристика курса, обращается внимание на то, что умение оформлять конспект занятий - одна из сторон адаптации к обучению. Прямое обсуждение вопросов психологии творчества
Занятие 1. Подсознание и сознание. Психологический анализ процесса решений сложных задач: открытие структуры молекулы бензола Ф. Кекуле, решение задачи о частицах в ускорителе академика Мигдала, решение задач студентом физфака НГУ во время прогулок на лыжах, сочинение стихотворения учащимся ФМШ в просоночном состоянии и другие случаи. Взаимоотношения подсознания и сознания при решении задач. Занятие 2. Процесс творчества в целом. Описание процесса творчества Г. Селье в книге "От мечты к открытию. Как стать ученым". Десять стадий (сторон) процесса творчества, их подробное психологическое рассмотрение. Занятие 3. Основное задание семестра: краткое сообщение по психологии творчества. Примеры кратких сообщений, требования к их оформлению. Объяснение возможности возникновения у студентов вузов психологических кризисов, обусловленных рассогласованием подсознания и сознания (пробуждением интуиции). Преодоление кризисных состояний. Занятие 4. О выборе профессии. Понятие "субличность". Возможности вытеснения предрасположений, сформированных с детства, в связи с резким изменением образа жизни, влиянием социального окружения. Примеры противоречий, создаваемых субличностями: "инструктор по туризму", "новый егерь", "организатор". Правильный подход к выбору профессии. Алгоритмы самосовершенствования и творчество
Занятие 5. Избавление от страха выступления перед аудиторией. Создание хорошего самочувствия при выступлении перед аудиторией (с помощью "якорения" и техники "взмаха"). Другие применения "якорения" и "взмаха". Занятие 6. Кому из учащихся трудно "заставить себя" заниматься уроками? Структура мотивации и ее улучшение. Отрицательная и положительная мотивация. Анализ различий мотивации на примерах выполнения учебных заданий. Взаимодополнение положительной и отрицательной мотивации. Мотивационный стиль перегрузки и избавление от него. Занятие 7. Избавление от посттравматического стресса (алгоритм "двойная диссоциация"). Примеры эффективного преодоления посттравматического стресса в приложении к ситуациям, связанным с творчеством, и к другим ситуациям. Превращение ощущения разлуки с каким-либо человеком в ощущение поддержки с его стороны. Изменения параметров образов в коррекционной работе. Занятие 8. Избавление от недостатка поведения без раскрытия содержания недостатка ("структурированная регрессия"). Психологический анализ алгоритма. Психология общения и творчество
Занятие 9. Поведенческие характеристики визуалов, аудиалов, кинестетиков. Микродвижения глаз и представления человека. Занятие 10. Особенности речи визуалов, аудиалов, кинестетиков. Приложение знаний о работе систем представлений к улучшению общения с преподавателями, улучшению общения с одноклассниками, улучшению общения юношей и девушек, улучшению навыка правописания, редактированию сочинений и писем. Занятие 11. Значение баланса сторон отражения мира в образе жизни творческой личности. "Мозговой штурм" по Осборну. "Мозговой штурм" на примере решения задачи, интересующей учащихся. "Мозговой штурм" по-японски. Занятие 12. Практическое ознакомление с социально-психологическим тренингом - одним из подходов активизации развития личности. Объяснение эффективности тренингов. Итоги занятий
Занятия 13, 14. Учащиеся выступают с краткими сообщениями по психологии творчества, отвечают на вопросы по сообщениям. В конце занятий выставляются итоговые оценки. Занятия строятся, в частности, на основе следующей литературы: Галин А. Л. Личность и творчество. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. 128 с. Он же. Уравновешивание и синтез в развитии отношений личности. Новосибирск: НГУ, 1997. 51 с. Он же. Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов. Новосибирск: НГУ, 1998. 48 с. Он же. Творчество и отношения с окружающими. Новосибирск: НГУ, 2000. 71 с. Он же. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2001. 233 с. Он же. Интегративная направляющая психологии. Новосибирск: НГУ, 2002. 103 с. Он же. Соединение психологических противоположностей в творческом поведении. Новосибирск: НГУ, 2003. 80 с. Он же. Оценка психологических явлений с позиций интегративности. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всеросс. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. Т. 2. С. 279-281. Он же. Психологические проявления гармоничного развития личности: баланс сторон отражения мира, уравновешенные отношения и вдохновения: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. 72 с. Он же. Соотношения активностей сфер чувств и мысли в психологическом развитии человека: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 52 с. Никитин А. А., Галин А. Л. Взгляд на обучение в физико-математической школе с позиций продвижения учащихся к освоению творчества // Вестн. НГУ. Сер. Педагогика. 2004. Т. 5. Вып. 1. С. 50-66. |