Гуманитарная кафедра


Психология творчества

   Галин А.Л.
Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов (1998)


Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов

Программа курса (11 класс)

   Курс включает в себя три взаимосвязанные части:
   - прямое обсуждение вопросов психологии творчества,
   - алгоритмы самосовершенствования и творчество,
   - психология общения и творчество.

   В конце семестра на занятиях моделируется работа студенческой научной конференции, учащиеся выступают с краткими сообщениями по психологии творчества.
   В целях уменьшения повторов (при параллельном проведении занятий в нескольких классах) допускается проведение занятий, при котором части курса в разных классах даются в разной последовательности: 1-2-3, 2-3-1, 3-1-2. Длительность одного занятия - два академических часа.

Введение

   Преподаватель знакомится с учащимися, определяет уровень психологических знаний учащихся.
   Далее дается краткая характеристика курса, обращается внимание на то, что умение оформлять конспект занятий - одна из сторон адаптации к обучению.

Прямое обсуждение вопросов психологии творчества

   Занятие 1. Подсознание и сознание. Психологический анализ процесса решений сложных задач: открытие структуры молекулы бензола Ф. Кекуле, решение задачи о частицах в ускорителе академика Мигдала, решение задач студентом физфака НГУ во время прогулок на лыжах, сочинение стихотворения учащимся ФМШ в просоночном состоянии и другие случаи.
   Взаимоотношения подсознания и сознания при решении задач.
   Занятие 2. Процесс творчества в целом. Описание процесса творчества Г. Селье в книге "От мечты к открытию. Как стать ученым". Десять стадий (сторон) процесса творчества, их подробное психологическое рассмотрение.
   Занятие 3. Основное задание семестра: краткое сообщение по психологии творчества. Примеры кратких сообщений, требования к их оформлению.
   Объяснение возможности возникновения у студентов вузов психологических кризисов, обусловленных рассогласованием подсознания и сознания (пробуждением интуиции).
   Преодоление кризисных состояний.
   Занятие 4. О выборе профессии. Понятие "субличность". Возможности вытеснения предрасположений, сформированных с детства, в связи с резким изменением образа жизни, влиянием социального окружения. Примеры противоречий, создаваемых субличностями: "инструктор по туризму", "новый егерь", "организатор".
   Правильный подход к выбору профессии.

Алгоритмы самосовершенствования и творчество

   Занятие 5. Избавление от страха выступления перед аудиторией.
   Создание хорошего самочувствия при выступлении перед аудиторией (с помощью "якорения" и техники "взмаха").
   Другие применения "якорения" и "взмаха".
   Занятие 6. Кому из учащихся трудно "заставить себя" заниматься уроками?
   Структура мотивации и ее улучшение. Отрицательная и положительная мотивация. Анализ различий мотивации на примерах выполнения учебных заданий. Взаимодополнение положительной и отрицательной мотивации.
   Мотивационный стиль перегрузки и избавление от него.
   Занятие 7. Избавление от посттравматического стресса (алгоритм "двойная диссоциация"). Примеры эффективного преодоления посттравматического стресса в приложении к ситуациям, связанным с творчеством, и к другим ситуациям.
   Превращение ощущения разлуки с каким-либо человеком в ощущение поддержки с его стороны. Изменения параметров образов в коррекционной работе.
   Занятие 8. Избавление от недостатка поведения без раскрытия содержания недостатка ("структурированная регрессия"). Психологический анализ алгоритма.

Психология общения и творчество

   Занятие 9. Поведенческие характеристики визуалов, аудиалов, кинестетиков.
   Микродвижения глаз и представления человека.
   Занятие 10. Особенности речи визуалов, аудиалов, кинестетиков.
   Приложение знаний о работе систем представлений к улучшению общения с преподавателями, улучшению общения с одноклассниками, улучшению общения юношей и девушек, улучшению навыка правописания, редактированию сочинений и писем.
   Занятие 11. Значение баланса сторон отражения мира в образе жизни творческой личности.
   "Мозговой штурм" по Осборну.
   "Мозговой штурм" на примере решения задачи, интересующей учащихся.
   "Мозговой штурм" по-японски.
   Занятие 12. Практическое ознакомление с социально-психологическим тренингом - одним из подходов активизации развития личности.
   Объяснение эффективности тренингов.

Итоги занятий

   Занятия 13, 14. Учащиеся выступают с краткими сообщениями по психологии творчества, отвечают на вопросы по сообщениям.
   В конце занятий выставляются итоговые оценки.
   
   Занятия строятся, в частности, на основе следующей литературы:
   Галин А. Л. Личность и творчество. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. 128 с.
   Он же. Уравновешивание и синтез в развитии отношений личности. Новосибирск: НГУ, 1997. 51 с.
   Он же. Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов. Новосибирск: НГУ, 1998. 48 с.
   Он же. Творчество и отношения с окружающими. Новосибирск: НГУ, 2000. 71 с.
   Он же. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2001. 233 с.
   Он же. Интегративная направляющая психологии. Новосибирск: НГУ, 2002. 103 с.
   Он же. Соединение психологических противоположностей в творческом поведении. Новосибирск: НГУ, 2003. 80 с.
   Он же. Оценка психологических явлений с позиций интегративности. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всеросс. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. Т. 2. С. 279-281.
   Он же. Психологические проявления гармоничного развития личности: баланс сторон отражения мира, уравновешенные отношения и вдохновения: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. 72 с.
   Он же. Соотношения активностей сфер чувств и мысли в психологическом развитии человека: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 52 с.
   Никитин А. А., Галин А. Л. Взгляд на обучение в физико-математической школе с позиций продвижения учащихся к освоению творчества // Вестн. НГУ. Сер. Педагогика. 2004. Т. 5. Вып. 1. С. 50-66.

Rambler's Top100
Реклама от Яндекс
Яркие фотки | кризис украина | Каско Киев | Авто продажа | доставка цветов Киев | Справочник Киева | недвижимость Киев | Try simple telephone calls with us. . Look at dining furniture catalog . Интернет рассылка и почтовые услуги. Программа sms и рассылка, отправка через интернет, оповещение. . Приобрести apple mac по доступной цене . инструмент . заказать реферат . можно купить weleda - это органическая косметика . Магазин фейерверков в Киеве, большой ассортимент и доступные цены!