На долю человеческого разума выпала странная судьба в одной из областей его познаний: его осаждают вопросы, от которых он не может отделаться, так как они задаются ему собственной его природой, но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят его силы. И. Кант |
Значительную часть мировой истории человек стремился выйти к "вещам", которые полагал за пределами своего существования: в традициях самых разных цивилизаций, начиная от рабовладельческого и включая капиталистический способ производства, мы находим одну и ту же интенцию - желание понять, осилить разумом высшее знание, абсолют, которое и есть вечное, непреходящее начало всего сущего. В античности в роли такого начала выступало космическое первоединство бытия, заключающее в себе самом, как высшее благо, так и высшее разумение. В средние века качества, которые в древнем мире приписывались бытию (самотождественность, вечность, неизменность), были отнесены к другой высшей реальности - "благословенному во веки веков" единому Богу. И космос, и Бог были вневременными (античный космос вообще был аисторичным, христианский Бог - вечным и трансцендентным миру истории), сверхразумными и недоступными для понимания. В этой главе мы рассмотрим интенцию понимания вечного и непреходящего до той поры, пока она не завершит своё развитие, будучи умалена пониманием исторического движения.
До переворота в способе постановки философских вопросов, произведённом И. Кантом, понимание имеет своим интентумом либо мир, окружающий человека, который представляется ему одухотворённым космосом, либо Дух, который сотворил мир. Разнообразие в это полярное разделение вносит эпоха Возрождения и Новое время, когда образуется множество философских школ каждая со своей интенцией понимания. Так, в эпоху Возрождения понимание Духа, в силу отождествления Его с миром, становится направленным на окружающий человека мир вещей; эмпирическая и сенсуалистическая традиции философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, французские материалисты эпохи Просвещения) стремятся понять и объяснить мир без Духа, рационалистическая - понять дух, представленный когитальным сознанием (Р. Декарт), природой (Б. Спиноза) или идеальными существами, сущность которых составляет деятельность (Г. Лейбниц), и тем самым постичь разумом мир. В субъективном идеализме начала XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм) понимание духа элиминирует понимание мира и, в конечном счёте, склоняется к идее непознаваемости последнего (Д. Юм).
Названные интенции и поныне сохранили своё значение: ортодоксальное религиозное сознание непосредственно реализует средневековую интенцию понимания Духа-Творца, натуралистическое естествознание - понимания мира, в котором нет Духа. Опосредованно античная интенция понимания мира, который одухотворён, присутствует в пантеистических взглядах обыденного сознания, эклектическом и псевдонаучном мировоззрении.
назад | к оглавлению | дальше |