В. А. Миндолин. Человек и общество
"Я" и "Мы"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Другие

    Alter ego.
   Исследование полюсов "Я" и "МЫ" логично начать с alter ego (лат. другое "Я"). Это "другое "Я" вовсе не обязательно расположено во вне, оно может находится и внутри человека и быть связанным с самоконтролем, самооценкой, самоанализом: "Молодец!", или - самому себе: "Что ты наделал?". А. С. Пушкин, только что закончивший "Бориса Годунова", радостно бегает по комнате, хлопает в ладоши, кричит: "Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!" Он же - в минуты тягостного раздумья: "И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю…"

    Самый простой и понятный пример диалога ego с alter ego - дневник - стенограмма диалога человека с самим собой, инструмент человеческого самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
   
"Другим "Я" может быть созданный писателем литературный герой. Джек Лондон - автор романа "Мартин Иден", ставшего в свое время необыкновенно знаменитым, сказал читателям: "Мартин Иден - это я". Гюстав Флобер - о героине широко признанного романа "Госпожа Бовари": "Эмма - это я". Л.Н. Толстой о герое потрясающего душу рассказа "Смерть Ивана Ильича": "Иван Ильич - это я".

   Другой.
   Познание человеком самого себя едва ли возможно без Другого. Такова природа человека, что он стремится занимать определенное место в сознании других людей, причем место, с его точки зрения, адекватное его собственным представлениям о себе. Человек должен ощущать, что он не является излишним, что другие не являются полностью индифферентными к нему, что он им нужен. И сам он ощущает потребность в других людях. Другие занимают важное место в его сознании. Выходит, что условие существования личности - другая личность.
   
"Я желал бы обладать силой, которая дала бы нам дар видения самих себя глазами других. Это освободило бы от многих темных и глупых представлений"
Роберт Бернс

Диалог


    Человек, как в зеркало, смотрится в другого человека. Рассматривая себя в зеркала чужих сознаний, в связи с другими человеческими существованиями, он соединяет свое знание самого себя с внешним наблюдением себя и, таким образом, получает более объемное, более точное представление о себе. Входя в ситуацию Другого, в его психологию, человек сочувствуя, размышляя, моментами отождествляя себя с Другим, он совершенствует себя. "Я" и "Другой" - два полюса, две стороны единого акта человеческого самосознания. Упраздните первый полюс - растает и второй.
   
Для мужчины Другим является женщина, без присутствия которой мужская рефлексия, как правило, сильно затруднена.

   Пристальный взгляд на другого, как на самого себя, момент, когда в Другом видишь свое отражение, означает удвоение мира. И даже не удвоение - мир становится стереоскопичным. Контакт с Другим - условие творческого развития "моего" сознания. Напряженный диалог разных сознаний - так строятся все произведения Ф.М. Достоевского. Завершенность самосознания невозможна без участия зеркал чужих сознаний. Не будет преувеличением сказать, что путь к самопознанию лежит через Другого.
   
Да и к познанию мира тоже. Неслучайно Платон рассматривает диалог как форму философского исследования. Мышление есть акт обмена и, следовательно, предполагает двустороннюю активность.
   
"Я разве только я? Я - только краткий миг чужих существований"
Н. Заболоцкий

Огюст Роден. Поцелуй

Рене Магрит. Влюбленные


    Я и другие.
   И вот оказывается, что человеческое "Я" - это не просто состояние сознания отдельного человека. Сознания других соединены с сознанием отдельного человека тысячами невидимых нитей. Все новые и новые люди внедряются по ходу жизни в психику отдельного человека и занимают в ней место. Но ведь и сам этот человек, со своим "Я", занимает место в психике, в сознаниях других людей. С этой точки зрения, небезынтересно обдумать мысль о том, что "Я" - это узел в сети сознаний многих людей, в сети коллективной психики, которая называется "МЫ".
   
Напряженность своего чувства "Я" зависит от глубины и прочности связей с другими "Я", живущими или исчезнувшими. Французский поэт Артюр Рембо, склонный к неожиданным и крайним суждениям, сказал даже так: "Я" - это Другой". В песне, которую бард Александр Градский поет в фильме "Романс о влюбленных, звучат такие слова: "Но если ты один, то разве это ты?"
   
"Все идут разными путями, и нужно пройти через много людей, прежде чем найдешь путь к самому себе"
Э.М. Ремарк
   
Утрата другого может быть связана со страданием. Но можно и совсем не чувствовать другого. Рассказывают об одном старом господине, проживавшем в конце ХIХ века во Франции в богатом старинном замке. У него уже немного мешалось в голове, и однажды он сказал: "Когда я жил в России, я убил там кого-то на дуэли, теперь уже и не помню, однако, кто же это был". Убит на дуэли им был Пушкин. А старый господин был Дантес.
назад вперёд



Малыш и Карлсон

Rambler's Top100