В. А. Миндолин. Человек и общество
"Я" и "Мы"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Богатые и бедные

    "Мы не рабы, рабы - не мы".
   Если взять критерием социально-исторической общности отношение к собственности на средства производства, то на основании его выделяются социально-классовые общности, чрезвычайно активные. В истории меньшинство всегда владело большей долей вещного богатства, большинство же располагало только своей способностью к труду.
   
  В древнем, архаическом обществе высшими, привилегированными собственниками были касты: там кровные связи между людьми образовывали социальную общность. Всякая привилегия опиралась на родовую, родоплеменную, религиозную традицию, на сцепление кровью, на мифических предков, на миф: высшие и низшие касты были не равны перед богом. Следовательно, они были не равны по отношению к собственности.
  В средневековом обществе привилегированными собственниками были сословия - группы, чьи преимущества определялись уже не религиозно, а юридически: сословия по закону были не равны. Закон, государство делали их неравными по отношению к собственности.

Древнеегипетский рисунок

   
"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов"
К. Маркс и Ф. Энгельс

    После произошедших в течение последних трех веков буржуазных и демократических революций в развитых странах возникло и утвердилось формальное равенство людей перед законом, снята и дискриминация по религиозному признаку. Но фактическое неравенство осталось. Теперь оно определяется непосредственно отношениями собственности.
   Поскольку во всех случаях распределение произведенных обществом богатств происходило в интересах меньшинства, возникали и усиливались социальные полюса: на стороне собственников нарастала масса богатства, на другой стороне - масса бедности. Сегодня в развитых странах эти полюса сглажены за счет растущего среднего класса. Зато усиливается дистанция между богатыми и бедными странами: первые идут к процветанию, вторые к нищете, болезням, нередко к вымиранию.

Свобода на баррикадах

    По ходу и в результате буржуазных и демократических революций ХVII-ХХ веков возникло и усилилось рабочее движение, породившее организации для защиты интересов людей наемного труда - профсоюзы и рабочие партии: первые участвуют в регулировании отношений по поводу купли-продажи рабочей силы, вторые - по поводу формирования органов политической власти.
   В ХХ веке классовая борьба рабочих с буржуазией выливалась в битвы на улицах и площадях, в революционное движение рабочих. Теперь борьба рабочих за свои интересы носит преимущественно реформистский характер.
   
В России в 1917 году пролетарской партии - большевикам удалось прийти к политической власти, через революцию и гражданскую войну, установить диктатуру пролетариата и провести в интересах пролетариата ряд социальных программ. Однако уже через десять лет после революция бюрократия существенно оттеснила рабочих от власти, а еще через десятилетие в стране установилась самодержавно-террористическая диктатура Сталина, а люди, делавшие революцию, были почти полностью уничтожены.
назад вперёд

Булыжник - орудие пролетариата

Rambler's Top100