История России
Образование Русского
централизованного государства
во второй половине XV - первой половине XVI в.



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.

- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
Дела церковные. Иосифляне и нестяжатели

   С этими событиями совпали по времени и важные перемены в русской церкви. Иван III довольно часто конфликтовал с митрополитом Геронтием, так что в 1481 г. последний даже ушел со своей кафедры, и великий князь вынужден был просить его вернуться. Наученный горьким опытом, после смерти митрополита Иван III уже сам подобрал ему преемника. Одновременно с этим назначенный новгородским архиепископом Геннадий, очень близкое к Ивану лицо, развернул там борьбу с «еретическими умствованиями». В Новгороде издавна существовал ряд кружков, объединявших в своих рядах часть священников, приказных людей и купцов, где подвергались сомнению или даже в чем-то отрицались некоторые догматы православия. После того, как Новгород оказался под властью Москвы, существование подобных кружков, естественно, стало нетерпимым для власти. На церковном соборе 1490 г. взгляды еретиков были осуждены, многие из них лишены сана. Однако сам Иван III запретил судебное преследование осужденных, лишь отдав их новгородскому владыке. Связано это было с тем, что светская власть уже давно мечтала наложить руку на все разраставшиеся земельные владения монастырей и имущество церкви. Уже к концу XV в. в среде русского духовенства обозначились два течения, условно именуемые нестяжателями и иосифлянами. Между ними велись споры по вопросам об условиях и предназначении монашеской жизни. Нестяжатели во главе со старцем-отшельником Нилом Сорским стояли на том, что уход от мира должен быть направлен на индивидуальное нравственное совершенствование и спасение души, поэтому активно пропагандировали такую форму монашества, как пустынножительство. В материальном обеспечении такие люди не нуждались, работая своими руками, а владение собственностью, особенно населенными землями, считалось нежелательным. Рост церковных владений нестяжатели квалифицировали как стяжательство, как мирскую греховную страсть, как стремление к господству над другими людьми, что противно христианской вере. Источниками существования они признавали только личный труд, дары и подаяния. В начале XVI в. эти позиции отстаивали Вассиан Патрикеев и ученый монах Максим Грек.

словарик


Нил Сорский
Нил Сорский

    Противники нестяжателей иосифляне, названные так по имени своего лидера, игумена Иосифа Волоцкого, отстаивали за монастырями не только душеспасительные, но и широкие общественные функции, указывая, что монастырь по назначению своему является духовным центром притяжения для населения целой округи, а посему нуждается в крепком хозяйственном обеспечении. Как это происходило, можно наблюдать на примере того же самого Иосифо-Волоколамского монастыря, для которого были характерны быстрый рост его земельных вотчин, четкая организация хозяйственной жизни, детально разработанная для населения сетка «тарифов» на услуги монахов: за разные виды поминовения душ, погребение и т. д. Иосифляне непоколебимо отстаивали тезис о том, что данное или пожертвованное в монастырь дано богу, а потому не может быть отобрано ни при каких условиях. На церковном соборе 1503 г. Иосиф Волоцкий и его сторонники добились закрепления этого принципа, сохранявшего в неприкосновенности церковные земли.

Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий

   При жизни Ивана III конфликты государственной власти с церковью заканчивались, как правило, в пользу последней. Сам великий князь в конце 90-х гг. XV в. вынужден был публично каяться, скажем, в том, что «уморил» в заточении своего родного брата Андрея. Хотя даже в таких условиях он не оставлял мыслей о возможности лишить церковь части ее владений, а кроме того, не горел желанием преследовать в своем государстве «еретические умствования». Недовольный позицией великого князя Иосиф Волоцкий позволял себе публичные выступления на тему об «истинных» и «неистинных» носителях верховной власти, причисляя к последним, разумеется, тех, кто покушается на церковное имущество. Отсюда логически вытекало положение о отказе «неистинному» государю в праве требовать повиновения от своих подданных, равно как и право последних не подчиняться такому правителю.
   Иван III тяжело заболел в 1504 г., чем не преминули воспользоваться противники его планов в отношении церкви во главе с Иосифом Волоцким. При поддержке княжича Василия они добились проведения нового собора, осудившего на смерть путем сожжения несколько десятков вольнодумцев. Образцом послужили процедуры, принятые в трибуналах западноевропейской инквизиции. Это стало последним крупным событием времени правления Ивана III – в 1505 г. он умер.
назад вперёд

Исторический экскурс
Исторический
экскурс:
Эпоха великих
потрясений