Оглавление
   К читателю
   Человеческий выбор
   1.1. Человеческое "Я"
   1.2. "Я" и "Мы"
   1.3. Проблема идеала
   2.1. Социум. Свобода, справедливость
   2.2. Государство и общество
   2.3. Психология масс
   3.1. Планета людей
    3.2. Основания культуры
 
  3.3. Россия и мир
   Мир сегодня, завтра и…
 | 
	
 | 
	
	| 
    Приступая к описанию современного культурного кризиса, заметим, что слово "кризис" вовсе не обязательно несет в себе отрицательный смысл. Греческое krisis означает "решение", "приговор", "решительный исход". Китайский иероглиф, символизирующий "кризис", состоит из двух образов, первый из которых обозначает опасность, а другой - благоприятную возможность. Речь, таким образом, идет о переломе, о некоем критическом состоянии, которое переживается трудно и может иметь как печальный, так и благоприятный исход, - в любом случае кризис предвещает новое качество. 
     Сфера труда.
    Рассмотрим эту ситуацию более подробно. Начнем со сферы труда. Наша цивилизация формировалась прежде всего именно в этой сфере. Привычная социальная этика, фундаментальная привычка человечества состоит в том, что именно здесь, в сфере труда и посредством труда, человек реализует свою сущность. 
     
 | 
	
Наиболее продвинутый, западный, мир, - это христианский мир. А значит, мир труда. Начиная с библейского утверждения, что человек всегда в поте лица своего будет добывать хлеб свой, европеец закалил свою трудовую этику в этом богоугодном стремлении работать из поколения в поколение. Работа для европейцев была главным путем к совершенствованию.
 
	 | 
 
 
    Но с прогрессом техники и технологий количество общественно-необходимого для поддержания жизни труда заметно сокращается, а сфера труда в жизни современного человека сужается. С физическим трудом все ясно: в современных наиболее развитых обществах непосредственно в хозяйственной, материальной сфере занято менее 20% работающих. А в середине ХХI века в материальном производстве будет занято 10, а то и 5 проц. 
 | 
	 | 
	
	 | 
 
 
	| 
     Человек задает вопросы.
 Сфера труда становится, стало быть, не главной? Развлекаемся? Отдыхаем?
 
 | 
	
Не стоит, правда, расслабляться раньше времени. Пока это не более чем возможность. На практике гонка за выживанием продолжается и даже усиливается. Как показывает статистика, средний американец работает сегодня на 25% больше, чем в начале 70-х годов.
 
	 | 
 
 
    Определенно, труд перестает быть главной жизненной необходимостью. Вместе с этим сужается его общественная ценность. Становится возможным жить праздно, и эта возможность усиливает стремление к праздности, к развлечениям. Желание развлечений нарастает, а для многих людей развлечение становится преобладающей потребностью в жизни.
    
 | 
	
Начинают меняться жизненные цели. Этика удовольствия заступает место этики труда и долга. Потребность в удовольствии признается и культивируется как основной инстинкт. 
 
	 | 
 
 
 | 
	 | 
	
	 | 
 
 
	| 
    Человек задает вопросы.
 Что это, новый компас или "топор под компасом"?
   Сфера игры. 
    Соотнесем теперь труд и игру. Игра всегда была одним из формирующих элементов человеческой культуры. Как писал В.Шекспир, - весь мир театр, и люди в нем актеры. В игре создается "иное бытие", нежели "обыденная жизнь". Игровая деятельность коренится в глубинных основах душевной жизни человека и жизни человеческого общества. Игровой элемент был очень велик в древние времена и в средневековье. В последующие столетия он уменьшался. Но в ХХ веке и особенно сегодня становится видна новая роль игры. Наряду с трудом, игра становится основной деятельностью человека. Одновременно происходит огрубление, а то и опошление игровой культуры. На сцене, в кинолентах, на стадионе или в казино, в судах, в коммерции и политике, - везде, где удается, люди играют. И чем дальше, тем больше. 
  | 
	 | 
	
	 | 
 
 
	| 
     Человек задает вопросы.
 Не станет ли игра в ХХI веке преобладающей деятельностью человека? 
 
 | 
	
На возрастающую роль игры в жизнедеятельности человека обратил внимание голландский ученый Йохан Хейзинга в книге "Homo ludens" - "Человек играющий". 
 
	 | 
 
 
   
	| 
"Культура вырастает как игра и в игре" 
 Йохан Хейзинга 
	 | 
 
 
 | 
	 | 
	
	 | 
 
 
	| 
     Семья. 
    Основная социальная и культурная ячейка на протяжении тысячелетий - семья. Но что с ней и где она? В последние десятилетия в западных странах отмечается небывало резкое падение численности заключенных браков и одновременно увеличение числа одиночек. Это особенно касается Франции, Германии, Скандинавии. 
    
 
	| 
"В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность" 
 И. Кант 
	 | 
 
 
   
 | 
	
   Во время последней переписи в Париже впервые за всю историю этого города в нем оказалось больше холостых семей, чем супружеских пар. В сегодняшней Германии треть населения в возрасте 25-35 лет составляют одинокие мужчины и женщины, еще треть в этой возрастной группе составляют бездетные семьи. В США за последние сорок лет количество разводов увеличилось вдвое, превысило 50%, прогнозируют 2/3. В общем, распад семьи стал обычным делом, а для большого числа людей семья вообще потеряла смысл. Не является ли это проявлением тенденции не только к ослаблению, но и к исчезновению традиционной семьи?
    На современном Западе проблемы "сексуальной свободы", крушения семьи, ослабления и даже исчезновения традиционного отцовского авторитета воспринимаются как животрепещущие. Иногда обнаруживаются далеко идущие следствия. Французский писатель Мишель Уэльбек считает, что в действительности речь идет о новой ступени исторического возвышения индивидуализма: "Супружеская пара, семья, представляла собой последний островок первобытного коммунизма в лоне либеральной цивилизации. Следствием сексуального освобождения явился распад этих сообществ переходной эпохи - последнего препятствия, стоящего между индивидом и рынком". 
    Один только пример. В США в 1960-е годы отцы разговаривали со своими детьми в среднем 45 минут в день. Сегодня это время составляет лишь 6 минут. Между прочим, отцовство традиционно рассматривалось как главная мужская идентичность.
 
	 | 
 
 
 | 
	 | 
	
	 | 
 
 
	| 
     Религия. Следующий аспект кризиса касается взаимоотношений культуры и религии. В культуре человечества изначально присутствовал сильный религиозный элемент, и роль церкви как института культуры была всегда значительной, как и влияние религии на культуру. Тенденцией последних веков является секуляризация культуры (лат. saecularis - светский). Этот процесс секуляризации - естественный. Нормальным является светское государственное устройство, подразумевающее, что религиозные воззрения - частное дело людей, а не их гражданская обязанность. Но именно в ХХ веке возникло выражение "бездуховная культура", содержащее, по видимости, противоречие в определении и тоже свидетельствующее о кризисе.
 
 | 
	 | 
	
	 | 
 
 
 |