В. А. Миндолин. Человек и общество
Основания культуры


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"
  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей

  3.2. Основания культуры

  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Эссе. Тема: "Благоговение перед жизнью".
Условия проблемы

   Альберт Швейцер (1875-1965) - человек универсальных способностей, дарований и интересов: философ и врач, богослов и музыкант, писатель и общественный деятель. Город Страсбург, где он жил, являлся средоточием европейской культуры. Когда Альберту исполнился 21 год, он решил, что до 30 лет будет читать религиозные проповеди, играть на органе, (его любимым композитором был И.С. Бах), писать книги об искусстве органостроения, заниматься наукой и одновременно освоит медицинскую специальность. Разносторонне подготовив себя, он станет непосредственно служить людям.
   Идея служения человечеству всецело овладела им. Но как непосредственно служить людям? Воспитывать беспризорных детей? Заняться устройством бродяг и заключенных, выпущенных на свободу?
   Он обдумал и принял свой вариант. Где-то далеко, в черной Африке, на ее экваториальном юге, не хватало врачей. На свои средства он направился туда. Его называли "авантюристом милосердия". Селение Ломбарене, где Швейцер решил устроить свою больницу, находилось в 300 км от устья ближайшей реки, и он был единственный врач на 300 км вокруг. Рядом свирепствовали нищета, болезни, пьянство. Он стал лечить бесплатно. Государственного жалованья тоже не получал. Работая днем и ночью, проводил операции при свете керосиновой лампы. Языка поначалу не знал. Впечатления первых лет были тяжелые: изматывающая влажная жара, равнодушие администрации, невежество и суеверия туземцев. Иногда он срывался, даже впадал в ярость: тяжесть, взваленная им на плечи, казалась ему неподъемной. "Трагизм положения в том,- писал А. Швейцер,- что интересы культуры и колонизации не совпадают, а, напротив, во многом противоречат друг другу".
   Он продолжал считать, что изменить мир можно силой личного примера, и не сдавался. Месяц за месяцем, год за годом, он жил в состоянии непреходящего внутреннего напряжения. Он словно блуждал в лесу и не находил тропинки. Он толкал железную дверь, но она не поддавалась. 13 раз он ездил из Ламбарене в Европу и обратно, привозил лекарства, оборудования, книги, привез даже пианино. По ночам играл Баха.
   Неудовлетворенность мучила его, он искал и не находил. Нужен был руководящий принцип. И вот как-то раз, когда он плыл на плоту вверх по течению реки Огове, его вдруг осенило: "благоговение перед жизнью". Железная дверь поддалась, отыскалась тропинка в густом лесу: "Я пробился к идее, объединяющей и жизнеутверждение, и этику! Теперь я знал, что мировоззрение нравственного утверждения мира и жизни, как и идеалы культуры, теоретически обоснованны".
   В 1923 году вышли в свет две части его философского труда "Культура и этика", в котором он обосновывал главный принцип своего мировоззрения. Книга широко разошлась в Европе и США. Слава его росла и скоро стала сопоставимой со славой Эйнштейна или Фрейда. Нацистский идеолог Й. Геббельс пытался заигрывать с ним, привлечь его на свою сторону. Тщетно. Из джунглей дикой Африки он с презрением смотрел на европейских дикарей. В годы I Мировой войны старая больница в Ламбарене была полностью разрушена. Ему достало мужества начать все сначала. В 1927 году он строит новую, современно оборудованную больницу.
   В Европе и в Африке бушевала II Мировая война. Гибли миллионы людей. А он упорно лечил малярию, вырезал грыжу, развел сад, огород, чинил одежду и обувь. "Приходится напрягать последние силы, чтобы справиться с работой, которую ежедневно требует от нас наше дело. Только бы не захворать, только бы быть в состоянии его продолжать, - вот чем мы постоянно озабочены". "Старик из джунглей" был потрясен атомными бомбардировками японских городов: "Моя обязанность - доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь". Ему была присуждена Нобелевская премия мира, и молодежь Скандинавии приветствовала его факельным шествием. Он ввернулся в Ламбарене, там встретил свое 90-летие, там умер, там похоронен. На его могиле стоит простой деревянный крест.
   "Никто еще не возвратился с того света, - говорил Швейцер. - Я не могу утешить вас, но одно могу сказать наверняка: пока будут живы мои идеалы, я тоже буду жив". А идеал формулировался так: "Я есть жизнь, желающая жить среди жизни". Попробуйте обосновать главный этический принцип Швейцера.
назад вперёд

Кикладский идол

Rambler's Top100