История России
Россия в XVII в.: начало эпохи преобразований



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства
- Кризис Московского царства

- Начало эпохи преобразований
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
Восстановление страны
в правление Михаила Федоровича

   С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» назвал одну из глав, посвященную общей характеристике положения страны в XVII в., кратко и емко: «Россия перед эпохою преобразования». Такое название, хоть и не совсем точно, но отражает тот качественно новый этап в истории нашей страны, который начался после Смуты, а завершился грандиозными потрясениями в ходе строительства Российской империи при Петре I. Еще до недавнего времени считалось, что этот век лишь завершал историю Московского царства, не принеся на Русь ничего нового, и лишь радикальные преобразования петровской эпохи вывели Россию на европейский путь развития. Однако в последние десятилетия все большее распространение получает та точка зрения, согласно которой большинство мер Петра были подготовлены как раз его предшественниками, уже пытавшимися, каждый по-своему, проводить довольно значительные реформы в той или иной сфере. Петр просто не смог бы совершить большую часть задуманного им, если бы не опирался в своей деятельности на опыт своего отца и старшего брата, не только подготовивших осуществленный им качественный скачок в развитии страны, но и давших ему средства для воплощения его в жизнь.





ботик Петра I. Построен в 1-й половине XVII века английскими мастерами

   После окончания Смуты главным вопросом перед правительством царя Михаила Федоровича (1613–1645) была гарантия безопасности страны от враждебности соседей. 27 февраля 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, отказавшейся от своих притязаний на Новгород, а попытка польского королевича Владислава силой вернуть обещанный ему московский трон не увенчалась успехом. Правда, по заключенному 1 декабря 1618 г. Деулинскому перемирию от своих притязаний он так и не отказался. Россия вынуждена была вернуть Речи Посполитой Смоленск, Чернигов, Новгород-Северский, Дорогобуж и ряд других пограничных городов. Однако московским дипломатам удалось добиться возвращения из польского плена сановников, захваченных 7 лет назад, в числе которых был и отец царя митрополит Филарет.

Филарет (Фёдор Романов)
патриарх Филарет

    Вернувшись в Москву, Филарет сделался фактическим главой государства (приняв титул «великого государя») при номинальном правлении своего сына, а в 1619 г. стал патриархом (до своей смерти в 1633 г.). На его долю выпало осуществление программы восстановления страны. По его инициативе провели учет пустующих и обжитых земель: по городам и уездам ездили писцы, составляя «дозорные книги». Была введена новая единица податного обложения – «живущая четверть», использовавшаяся для взимания налогов с населенных и обрабатываемых земель. Для пополнения государственной казны пришлось прибегнуть к целому ряду экстраординарных сборов (так называемой «пятой деньги»), обложив ими крестьян и горожан. Правда, денег в стране было так мало, что часть налогов пришлось собирать натурой (например, хлебом). После изгнания интервентов и усмирения казачьей вольницы крестьяне возвращаются на заброшенные в прежние годы пашни, отстраивают сожженные поселения, однако процесс этот шел очень медленно. Даже в 1620-е гг. безземельных крестьян во многих областях насчитывалось больше, чем обзаведшихся хозяйством.
   До 1622 г. большую роль в управлении страной играли Земские соборы, созывавшиеся ежегодно. Их характерной чертой было сильно возросшее представительство низших сословий, так что решающую роль в их составе играли голоса представителей дворянства и даже посадских людей. Однако большая часть крестьянства (крепостного) от участия в них была отстранена. Уже в 1630-е гг. соборы стали созываться значительно реже и только тогда, когда в них нуждалась верховная власть. Впрочем, дворянское сословие успело закрепить законодательным путем удовлетворение своих основных требований, в которых ему не могла отказать верховная власть, лишившаяся бы в противном случае своей главной опоры.
назад вперёд




патриарх Филарет


Земский собор 1613 года
земский собор