К социальным движениям присоединялись религиозные.
Раскол русской церкви привел к возникновению массового протеста защитников «старой веры». Уже к середине века среди церковных иерархов и приближенных царя шли оживленные дискуссии о том, как улучшить и упорядочить характер церковных служб (преодолеть многогласие) и образ жизни монашеской братии, весьма далекий
от предписанных канонов. Масла в огонь подлили ученые монахи из Киева, обнаружившие в русских богослужебных книгах массу ошибок и неисправностей. Кружок «ревнителей древлего благочестия» во главе с царским духовником С. Вонифатьевым настаивал на исправлении книг и обрядов в соответствии с древнерусскими образцами. Кстати, в состав этого кружка входили будущие непримиримые противники: протопоп Аввакум (будущий вождь раскола) и архимандрит (впоследствии патриарх) Никон. Сам царь Алексей Михайлович сочувствовал киевлянам, считавшим, что исправления требуется производить не по
русским, а по греческим образцам.
В дальнейшем к ним примкнул и Никон, 25 июня 1652 г. избранный патриархом. Он сразу же взялся за проведение в жизнь намеченных мер, разослал по всем церквам память: заменить обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, троеперстием. Заново переведенные с греческого богослужебные книги по велению патриарха отпечатали и рассылали по всей стране. Никон действовал не в одиночку, все его реформы были одобрены церковными соборами 1655 и 1656 гг. Добившись получения титула «великий государь», ставившего его вровень с царем, он возглавлял все правительственные дела во время отлучек последнего, указывал боярам и вельможам.
Однако Алексею Михайловичу в конце концов надоели его гордость и властолюбие, так что патриарху начали чинить обиды. В июле 1658 г. Никон самовольно оставил Москву. Церковный собор 1660 г. лишил патриарха его сана, но тот и не думал признавать это решение. Лишь в 1666 г. с приездом в Москву «вселенских патриархов» отречение Никона удалось оформить официально и сослать свергнутого патриарха. Однако все произведенные им реформы были не только одобрены, но и продолжены. Ее противники (старообрядцы, которых называли также раскольниками) были преданы проклятию,
их преследование было возложено на светскую власть. Но сопротивление так и не удавалось подавить до конца: иногда оно выливалось в открытые восстания (Соловецкое 1667–1676 гг.), иногда выражалось в уклонении от повинностей и неподчинении властям. Таким образом, даже на фоне предыдущих столетий XVII
век выделяется грандиозными внутренними потрясениями, пережитыми страной. И несмотря на все это, у Русского государства хватило сил еще и на успешные внешние войны!
|
|
|
патриарх Никон
|
|
старообрядцы
|
|