Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Новый избирательный закон был утверждён 11 декабря 1905 года. В феврале 1906 последовало "Учреждение Государственной Думы", установившее порядок её работы. За четыре дня до созыва I Государственной Думы, 23 апреля 1906 года, были опубликованы "Основные государственные законы" - Конституция страны.
Первое важное достижение "Основных законов" - провозглашение демократических прав и свобод. А именно: невозможность бессудного наказания за деяния, предусмотренные уголовными законами; неприкосновенность жилища; свобода выбора места жительства и занятия; неприкосновенность собственности; свобода собраний ("мирно и без оружия"); свобода слова ("в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами"); свобода союзов; свобода веры.
|
|
|
Что представляла собой Государственная Дума? Это был выборный орган, депутаты которого выбирались по четырём куриям: 1) землевладельцы, 2) горожане (владеющие недвижимостью), 3) крестьяне, 4) рабочие крупных предприятий.
Выборы оказались не всеобщими - к ним не допускались женщины, студенты, а также рабочие мелких предприятий и промышленно неразвитых губерний. Не прямыми: для землевладельческой и городской курий предусматривались двухстепенные выборы, для крестьянской и рабочей - четырёхстепенные. Не равными: 2 землевладельца, голосующие по первой курии, по весомости равнялись примерно 7 горожанам, 30 крестьянам и 90 рабочим.
Дума избиралась тайным голосованием на пять лет, но в течение этих пяти лет она работала не непрерывно, а лишь во время сессий. Продолжительность сессий каждый раз определял царь. Царь же получал возможность досрочно распускать Думу с условием, что тем же законом будет назначена дата новых думских выборов.
Дума явилась лишь одной из палат первого российского парламента. Второй - верхней - палатой стал Государственный совет (с 1810 г. он существовал как высший совещательный орган империи). Прежде полностью назначаемый, Госсовет стал наполовину избираться высокопоставленной частью общества. Другая половина по-прежнему назначалась царём.
|
|
|
Формирование российского парламента
|
|
Самое же важное заключалось в соотношении полномочий Думы, Госсовета и Императора. Все три наделялись правом законодательной инициативы - правом выдвигать законодательные предложения по любой теме. И одобрение каждого из центров силы было обязательным для принятия закона. Ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы, и ни один - без согласия царя.
Каким же образом может быть решён вопрос в случае последовательного расхождения мнений Думы и царя? На этот счёт в "Основных законах" существовала 87-я статья. Она предоставляла царю право изменять любые законы (кроме определяющих государственное устройство) в период между сессиями Госдумы. В сочетании с правом царя единолично определять сроки и продолжительность думских сессий 87-я статья оказалась весьма удобной. Правда, мера, проведённая по 87-й статье, теряла силу, если в течение 2 месяцев не была внесена правительством на обсуждение в Госдуму. И тем не менее, 87-я статья быстро стала притчей во языцех, поскольку оставалась единственным средством конституционного решения вопросов, по которым мнение царя и народных представителей не совпадало.
Государственная Дума всё-таки оказалась лишена неотъемлемого права законодательного парламента - права принимать закон вопреки мнению исполнительной власти.
|
|
|
Соотношение центров власти
|
|
|