История России
Вторая половина XIX - начало XX века


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.

- Культура пореформенной России.
Культура пореформенной России

   Вторая половина XIX века, пореформенная Россия. Это время воплощения очевидных истин. О том, что человек не должен быть рабом. Что народ должен быть грамотен. Что у женщин должно быть такое же право на высшее образование, как и у мужчин. Что русские художники не должны ограничиваться изображением Палестины двухтысячелетней давности.
   Всё это было подготовлено предшествовавшим развитием. Не найдётся в пореформенной России такого явления, ростки которого не проклёвывались в лучах Александровского тщеславного солнца и не пробивались сквозь Николаевский асфальт. Не найдётся такого явления и в культуре.
   Публичные библиотеки уже при "матушке Екатерине" и приходские училища для народа. Пять университетов для избранных сословий как рассадник мысли и научного знания. Теоретические успехи: неевклидова геометрия Николая Лобачевского (1826) и химическая школа Александра Бутлерова. Практические достижения: электрическая дуга Василия Петрова (1802), электромагнитный телеграф Павла Шиллинга (1832), выдающийся на мировом уровне четырёхтомный анатомический атлас военного хирурга Николая Пирогова (1852-1859). Открытие Антарктиды Михаилом Лазаревым и Фаддеем Беллинсгаузеном (1819-1921) и создание Русского географического общества (1845). Все эти достижения выводили Россию в число стран, способных конкурировать на мировом уровне в науке.
   Сочинения Николая Гоголя, Александра Островского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, принёсшие в русскую литературу российскую жизнь (исследователи позднее назвали это реализмом). Реалистический переворот в театре - его совершил крепостной, затем свободный актёр Михаил Щепкин (Герцен: "он первый стал нетеатрален на театре"). Михаил Глинка и Александр Даргомыжский - основатели русской классической музыки. ("Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем" - Глинка). При сохранении классической школы в архитектуре - появление "доходных домов", стиль которых стремится к отказу от излишеств.
   То же и в живописи. Зарисовки крестьянского быта Алексея Венецианова, идущие на смену сюжетам древнегреческой мифологии. Море великого Айвазовского. "Последний день Помпеи" Карла Брюллова - несмотря на древний сюжет, воспринятый современниками в качестве политически злободневной картины. Общественные сюжеты в работах Павла Федотова.
   Все эти магистральные пути развития пореформенной культуры обозначились ещё в первой половине XIX века, но до отмены рабства оставались под спудом. Чаша наполнилась выше краёв, но недоставало последней капли. Этой каплей стал Манифест 19 февраля 1861 года.





Гуманитарная кафедра
СУНЦ НГУ

Rambler's Top100