Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Культура пореформенной России
Вторая половина XIX века, пореформенная Россия. Это время воплощения очевидных истин. О том, что человек не должен быть рабом. Что народ должен быть грамотен. Что у женщин должно быть такое же право на высшее образование, как и у мужчин. Что русские художники не должны ограничиваться изображением Палестины двухтысячелетней давности.
Всё это было подготовлено предшествовавшим развитием. Не найдётся в пореформенной России такого явления, ростки которого не проклёвывались в лучах Александровского тщеславного солнца и не пробивались сквозь Николаевский асфальт. Не найдётся такого явления и в культуре.
Публичные библиотеки уже при "матушке Екатерине" и приходские училища для народа. Пять университетов для избранных сословий как рассадник мысли и научного знания. Теоретические успехи: неевклидова геометрия Николая Лобачевского (1826) и химическая школа Александра Бутлерова. Практические достижения: электрическая дуга Василия Петрова (1802), электромагнитный телеграф Павла Шиллинга (1832), выдающийся на мировом уровне четырёхтомный анатомический атлас военного хирурга Николая Пирогова (1852-1859). Открытие Антарктиды Михаилом Лазаревым и Фаддеем Беллинсгаузеном (1819-1921) и создание Русского географического общества (1845). Все эти достижения выводили Россию в число стран, способных конкурировать на мировом уровне в науке.
Сочинения Николая Гоголя, Александра Островского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, принёсшие в русскую литературу российскую жизнь (исследователи позднее назвали это реализмом). Реалистический переворот в театре - его совершил крепостной, затем свободный актёр Михаил Щепкин (Герцен: "он первый стал нетеатрален на театре"). Михаил Глинка и Александр Даргомыжский - основатели русской классической музыки. ("Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем" - Глинка). При сохранении классической школы в архитектуре - появление "доходных домов", стиль которых стремится к отказу от излишеств.
То же и в живописи. Зарисовки крестьянского быта Алексея Венецианова, идущие на смену сюжетам древнегреческой мифологии. Море великого Айвазовского. "Последний день Помпеи" Карла Брюллова - несмотря на древний сюжет, воспринятый современниками в качестве политически злободневной картины. Общественные сюжеты в работах Павла Федотова.
Все эти магистральные пути развития пореформенной культуры обозначились ещё в первой половине XIX века, но до отмены рабства оставались под спудом. Чаша наполнилась выше краёв, но недоставало последней капли. Этой каплей стал Манифест 19 февраля 1861 года.
|
|
|