Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Искусство без слов
Живопись - Музыка - Архитектура.
|
|
|
Рассказ об искусстве пореформенной России надо начинать с Владимира Васильевича Стасова (1824-1906). Он не стал ни художником, ни музыкантом; не пошёл и по стопам отца - архитектора. После училища правоведения он служил в Сенате, затем в Министерстве юстиции, потом у промышленника Демидова (вместе с ним жил во Флоренции), работал в Публичной библиотеке в Петербурге. Специально для молодого императора Александра II написал несколько исторических работ. И всю жизнь Стасов изучал искусство, печатал статьи на эту тему. В итоге он стал первым профессиональным критиком.
Как критик Стасов - энциклопедист. Он глубоко вникал и в живопись, и в музыку, и в театр, и в литературу, не оставляя без внимания ни одного значительного события. Что ещё важнее: Стасов - не оценивающий критик, но критик созидающий. Не случайно Илья Репин посвятил ему в разные годы целых три портрета. Стасов не просто наблюдал за развитием искусства - он сам это развитие направлял, не давая мастерам забыть об общественном назначении искусства. "Передвижники" в живописи и "Могучая кучка" в музыке - лишь самые известные из начинаний, неразрывно связанных с его именем. В 1900 году Академия Наук избрала Стасова почётным академиком.
Идея Стасова - искусство должно служить делу общественного развития - отчётливо выразила дух времени. Из искусств этот дух наиболее ярко воплотился в живописи.
|
|
|
В.В. Стасов |
|
Крупнейшее явление в истории живописи второй половины XIX века - Товарищество художественных передвижных выставок. Выросло оно из "бунта четырнадцати". 9 ноября 1863 года 14 самых способных выпускников Академии художеств (претенденты на золотую медаль) отказались писать выпускную работу на сюжет из скандинавской мифологии и потребовали права писать на свободную тему из российской жизни. После отказа они ушли из Академии и образовали "Художественную артель" - видимо, не без влияния идей Чернышевского. Через семь лет при активнейшем участии и поощрении Стасова на месте артели появилось "Товарищество передвижных художественных выставок" (оно включало больше сотни участников). Его расцвет пришёлся на 70-80-е годы. Выставки своих работ передвижники возили по разным городам, так чтобы к искусству могли приобщиться не только столичные жители.
Впрочем, первая выставка передвижников состоялась только в 1871 году. Неужели же эпоха перемен отразилась в живописи лишь с десятилетним запозданием? Оказывается, нет. "Бунт четырнадцати" произошёл не на пустом месте.
|
|
|
"Наконец-то!" - так Владимир Стасов приветствовал появление в 1862 году картины "Неравный брак". Нашлись и противники, которые возмутились обращением искусства к такому мало возвышенному сюжету. Развернулось оживлённое обсуждение в печати. Автор картины - Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). В следующие годы он продолжил тематику ("Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда", 1868; "Сбор недоимок", 1870; "Приём приданого по росписи", 1873), но ни одна из этих картин не прогремела так, как первая.
|
Перов Сельский крестный ход на Пасху
|
Большей известности добился Василий Григорьевич Перов (1833-1882). Перов - зеркало эпохи; не найдётся другого художника, в творчестве которого так чётко отразились бы все изменения общественного настроения в стране. Он родился в Тобольске. Московское училище живописи, ваяния и зодчества приняло его в год начала Крымской войны. А прославился он тогда, когда страна жила ожиданием Реформы. В течение каких-нибудь трёх лет с 1858 по 1861 он выдал целую серию картин на общественные темы, по духу - вполне в духе Салтыкова-Щедрина. Об их подтексте можно судить по самой известной - "Сельский крестный ход на Пасху".
Не менее явно общественная направленность прослеживается и в его работах второй половины 60-х годов (по возвращении из Европы). "Проводы покойника", "Тройка", "Последний кабак у заставы", "Приезд гувернантки в купеческий дом" - это картины, вписавшие имя Перова в историю русской живописи, в историю русской жизни. Рабство пало, а справедливости всё нет - ведь именно это чувство вело студентов в народ.
"Сельский крестный ход на пасху" вызвал возмущение властей, картину запретили к показу. Но в целом талант Перова получил признание. На следующий год он получил премию для зарубежной стажировки, через год по возвращении (1866) его избрали в члены Академии художеств, через пять лет он в числе первых передвижников. Кажется, можно продолжать. Однако в семидесятые годы Перов неожиданно для современников меняет тематику. Это, во-первых, портреты - политически вполне нейтральные. Во-вторых - уход от современности в жанровых работах на религиозные темы. Из передвижников вышел. С окончательным упадком общественных сил при новом царе закончилась и его жизнь.
|
|
|
Пукирев. Неравный брак |
|
Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом
|
|
Перов. Проводы покойника
|
|
|
Крамской. Полесовщик |
Традицию, заложенную Перовым и Пукиревым, продолжило Товарищество передвижных выставок.
Вождём сначала "бунтовщиков", а затем и передвижников стал Иван Николаевич Крамской (1837-1887). "Художник есть критик общественных явлений, он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни" - это высказывание стало и его личным лозунгом, и девизом передвижников. Из сюжетных картин Крамского широкого известна лишь одна - "Христос в пустыне"; впрочем, её можно назвать программной. Людям XIX века, сызмала знавшим библейские истории, было понятно, что Христос Крамского задумался о выборе пути. Накануне хождения в народ этот выбор делали многие.
|
Крамской. Неизвестная |
Вообще же Иван Крамской остался известен как портретист. В первое время его портреты тяготели к общественному содержанию (как "Полесовщик", изображающий определённый бунтарский тип); со временем всё больше становилось портретов просто для искусства или для денег. За 6 лет правления Александра III Крамской успел нарисовать и императора, и его жену, и придворного публициста Суворина. А самый известный из его портретов - Неизвестная.
|
|
|
И.Н. Крамской |
|
Крамской. Христос в пустыне |
|
|
Репин. Бурлаки на Волге |
Более последовательно удалось держаться общественной тематики Илье Ефимовичу Репину (1844-1930). Сын украинского военного поселенца, он бедно жил в молодости, но сочетание таланта и напряжённой работы взяли своё. Немало содействовал складыванию мировоззрения Репина его старший товарищ Крамской. "Красота - дело вкусов, для меня она в правде".
На одной из первых передвижных выставок появились Репинские "Бурлаки на Волге". Это было событие года в мире искусства. Репин стал известным художником.
|
Репин. Крестный ход в Курской губернии |
Не менее известны его "Крестный ход в Курской губернии" и Иван Грозный, убивающий собственного сына. В те же 1880-е Репин пишет серию работ, названия которых говорят сами за себя: "Отказ от исповеди перед казнью (1880-1885), Сходка (1883), "В одиночном заключении" (1885), "Арест пропагандиста" (1878-1892).
Впрочем, и Репин со временем устал от постоянной борьбы. В 1891 году он завершил "Запорожцев". Эта работа - одна из тех, которые вызывали наибольшее воодушевление самого автора.
|
Репин. Запорожцы
|
Публика и власти, в свою очередь, тепло оценили патриотичность картины (письмо султану - исторический факт; в нём не много оборотов, приличных для цитирования в учебнике). Совсем иначе было шестью годами ранее с "Иваном Грозным", который вызвал возмущение сочувствующих власти людей. В общем, они верно почувствовали злободневную подоплёку в этой исторической картине. Сам Репин писал позже, что задумал её под влиянием тяжёлых событий 1881 года.
Вообще, тревожное и богатое убийствами (с обеих противоборствующих сторон) время конца 70-х - начала 80-х стало новым этапом в истории живописи. Оно дало художникам новый импульс к творчеству - тоже политически злободневный, но иной, чем в начале эпохи реформ. Несправедливость общества сменилась на картинах напряжённостью борьбы.
Автор картины "У Литовского замка" Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) за своё произведение даже удостоился ареста. Ярошенко, который после смерти Крамского станет предводителем передвижников, изобразил на той картине (она не сохранилась) решительную революционерку около одной из главных политических тюрем империи. Так случилось, что картину выставили в день убийства Александра II, из-за чего М.Т. Лорис-Меликов лично допрашивал автора на предмет возможного знакомства с народовольцами.
|
|
|
И.Е. Репин |
|
История Убийства |
|
|
Суриков. Утро стрелецкой казни |
Эти же годы навеяли сюжет двух из известнейших картин Сурикова. Василий Иванович Суриков (1848-1916) родился в Красноярске. Потомок казаков, ведущих род от ермаковых соратников. Возможно, поэтому в историю живописи Суриков вошёл как специалист по историческим сюжетам. По его картинам можно изучать русскую историю: Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин, Меньшиков в Берёзове, Переход Суворова через Альпы...
Выделяются две - те, в которых история стала современностью.
|
Боярыня Морозова |
Первая - "Утро стрелецкой казни" (1878-1881). Именно эта работа превратила способного выпускника Академии художеств в признанного мастера. Сразу затем, под впечатлением от казни первомартовцев, Суриков задумал "Боярыню Морозову", которую закончил в 1887 году. Именно как политически злободневные картины воспринимали эти две работы современники, к какому бы флангу они ни принадлежали. В дальнейшем художник переключился на более нейтральные сюжеты. В качестве крупнейших работ Сурикова в 90-е годы можно назвать "Взятие снежного городка" и "Покорение Сибири ".
|
|
|
В.И. Суриков |
|
|
Верещагин. Апофеоз войны |
Из художников, снискавших славу в 70-е годы, надо назвать Верещагина. Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) незауряден и как художник, и как человек. Он не участвовал в товариществе передвижников. Он вообще во всём действовал независимо. Недоучившийся военный, он бросил и Академию художеств. Сила таланта и решительность характера позволяли ему прокладывать свою колею. Он не пропустил ни одной войны. На войне не только рисовал, но если надо, и сам шёл в бой с оружием в руках. В среднеазиатских походах генерала К.П. Кауфмана Верещагин получил Георгиевский крест "за блистательное мужество и храбрость", там же в Средней Азии ходил с М.Д. Скобелевым, едва не умер от раны в Русско-турецкой войне и всё-таки погиб вместе с адмиралом Макаровым в Русско-японской.
|
Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой |
Творчество Верещагина настолько обширно, что вместо перечисления самых известных картин лучше назвать известнейшие серии. Впечатления от среднеазиатских походов отложились в Туркестанской серии и "Варварах"; по итогам Русско-турецкой войны появилась самая неприятная для официальной пропаганды Балканская серия. Затишье конца века подтолкнуло к созданию серии "Наполеон. 1812 год", за которую император выложил 100 тысяч рублей.
Его обычно называют баталистом. Но непоседа Верещагин не испытывал радости от войны. Он рисовал не столько сражения, сколько людей. Поэтому его работы воспринимаются не как лубочная пропаганда, а как произведения искусства.
Всплеск чувств, порождённых напряжённостью рубежа десятилетий и царствований, исчерпался во второй половине восьмидесятых. Художники постепенно (кто раньше, кто позже), но вполне отчётливо отошли от злободневных тем и обратились к чистому искусству.
|
|
|
В.В. Верещагин |
|
Верещагин. Смертельно раненный |
|
|
Шишкин. Рожь |
Всё большее внимание в 80-90-е годы уделяется пейзажу.
Самый известный живописец природы в пореформенной России - Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Несмотря на то, что Шишкин не рисовал ничего, кроме природы, он - один из деятельнейших передвижников. Впрочем, он действительно рисовал не просто природу, но - Россию.
|
Шишкин. "Среди долины ровныя..." |
"Россия - страна пейзажа" - писал сам Шишкин. А вот что писал о своём тёзке Крамской: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа".
Ещё один художник-пейзажист, прославившийся при жизни - Архип Иванович Куинджи (1842-1910). Весной 1880 года он устроил в Петербурге персональную выставку из одной картины: "Лунная ночь на Днепре".
|
Куинджи. Лунная ночь на Днепре
|
И эта единственная картина принесла ему больше славы, чем иным художникам - вся жизнь. Самые недоверчивые посетители отодвигали раму и заглядывали за холст: не подсвечивается ли лунная дорожка лампочкой? Нет, не подсвечивается.
Сын сапожника, круглый сирота с пяти лет, Куинджи и после того, как прославился и разбогател, жил по-спартански. Зато на свои деньги отправлял своих учеников в творческие командировки, в том числе и за границу.
|
Левитан. Папоротники в бору |
Говоря о мастерах изображения природы, необходимо упомянуть Исаака Ильича Левитана (1860-1900). О том, что его талант не успел развернуться в полную силу, особенно жалел А.П. Чехов. Он одним из первых оценил талант молодого Левитана и поддерживал бедного художника материально.
|
|
|
И.И. Шишкин |
|
Шишкин. "На севере диком..." |
|
А.И. Куинджи |
|
Новый толчок получает на закате века портретный жанр.
Вновь в моде просто портрет - не такой, который сохраняет для потомков известного среди современников деятеля, а сам по себе портрет как попытка художника запечатлеть жизнь. Известность на этом поприще получил Валентин Александрович Серов (1865-1911). Он интересен не только содержанием своих работ, но и способом их исполнения. Портреты Серова - совсем не то, что портреты Крамского или Репина. Фотографическую точность он заменяет передачей настроения, пренебрегая мелкими подробностями. Именно на этом принципе основывались импрессионизм и модернизм, которые стали господствующими течениями в русской живописи начала XX века. Работы Серова сделали очевидным начало нового этапа в русской живописи.
После отказа от общественно-политической роли живописи требовалась новая руководящая мысль, новый стержень. Этим стержнем стал поиск новой техники.
|
|
|
Серов. Девушка, освещенная солнцем |
|
|