История России
Культура пореформенной России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.

- Культура пореформенной России.

Искусство без слов
Живопись - Музыка - Архитектура.

   III. Архитектура.

   Подобно живописи и музыке, развитие архитектурных форм тоже определялось жизнью общества. Впрочем, значительной оказалась и преемственность со старым. Вторая половина XIX века - новый этап существования русского стиля в архитектуре, появившегося ещё при Николае I. Император решил не дать традиционным русским формам угаснуть под воздействием европейской моды, которая начиная с Петра Великого насаждалась во всём. После специального указа 1838 года по всей стране вместо классицизма стал насаждаться русский стиль - его разработал Константин Андреевич Тон (1794-1881). Дело дошло до составления специальных альбомов типовых проектов церквей, чтобы по всей стране могли строить единообразно.
   Сам по себе возврат к старине пришёлся по нраву публике, пресытившейся стройными греческими формами. Однако пореформенная эпоха всё же принесла две перемены. Во-первых, до самого конца XIX века установилось преобладание в городской застройке эклектизма. У философов эклектика означает механическое соединение взаимно противоречивых взглядов, точек зрения, методов. Историки архитектуры называют этим словом смешение разных стилей; одновременное их существование и в рамках одного квартала, и даже в рамках одного здания. Жизнь в середине века становилась и всё более разнообразной, и всё более быстрой. Разные (по происхождению, образованию) заказчики строительства, разнится и назначение зданий (особняки, "доходные дома" - сдаваемые внаймы, фабрики), входят в моду новые строительные материалы (металл, стекло). Удержать все новостройки в рамках одного, "высочайше" определяемого, стиля становилось трудно. Поэтому и смешивались классицизм, более раннее барокко, более поздний русский стиль.
   Смешением прежних стилей новое не ограничилось. Появился и новый: демократический русский стиль. Идеологом и страстным пропагандистом его выступил вездесущий критик Владимир Стасов. По идейному содержанию этот стиль примыкает к передвижникам и "Могучей кучке". Его главное стремление - привнести в искусство народные начала.
   Художник Михаил Нестеров писал другу по поводу строительства Музея изобразительных искусств: "Ты упоминаешь о затее по постройке нового музея в Москве и говоришь о каком-то глупом (твои слова) архитекторе, который предлагает для Москвы классический стиль музея как более понятный. Скажи ему, что если у него нет таланта создать русский стиль, как единственный возможный и желательный в русской Москве, создать русский стиль в архитектуре, как он создан в литературе, музыке и, кажется, в живописи, то пусть он ограничится постройкой дач в Парголове для купцов из немцев, это и ему доходно будет, да и нам не обидно".
Гартман. Морской отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Вене
Павильон Гартмана
   Архитектора Тона Стасов и его соратники обвиняли в том, что он поверхностно подошёл к народным традициям, и вместо архитектуры, прославляющей народ, у него получились пышные здания, прославляющие самодержавие с его теорией официальной народности ("русско-византийский стиль"). Сами демократы стремились передать народные традиции возможно более полно. Это подталкивало их к тому, чтобы больше работать с деревом, чем с камнем. Основные представители демократического русского стиля - Виктор Александрович Гартман (1834-1873) и Иван Павлович Ропет (псевдоним Ивана Николаевича Петрова, 1845-1908). Особенно ярким явлением в российской жизни стал Гартман. Кстати, как всякий хороший архитектор, он и рисовал неплохо; именно выставка (посмертная) его зарисовок подвигла его друга Модеста Мусоргского на написание "Картинок с выставки". Гартман и стал самой крупной фигурой демократического русского стиля. Здания, оформленные в народном стиле, не успели составить большинства в застройке российских городов, особенно крупных. Но как тенденция, демократический русский стиль при Александре II преобладал. Он стал вехой на пути русской архитектуры.

Александрийский театр (1828-1832, арх. Карл Росси)
Классический стиль
храм Христа Спасителя
Русско-византийский стиль
Троицкий кафедральный собор
сибирские близнецы
Гартман. Мастерская им. С.И. Мамонтова в Абрамцево
Домик Гартмана
Ропет (Петров).  Павильон Русского отдела на Всемирной выставке в Париже
Павильон Ропета

Шервуд. Исторический музей на Красной площади
Исторический музей
   В 80-е годы демократическое направление в русском стиле сменилось сразу двумя другими. Гартмана, Ропета и их единомышленников раскритиковали за чрезмерное использование народного орнамента, который, по мнению критиков, делал работы демократов утрированными, утяжелёнными. Одно из направлений, утвердившихся в 80-е годы, получило название археологического. В числе его идеологов - Василий Осипович Шервуд (1832-1895 или 1897), автор Исторического музея (что около Московского Кремля).    Шервуд и его сторонники стремились подражать не избе, а церкви - в этом они тоже находили русское своеобразие, но более приспособленное к масштабному каменному строительству. В то же время возродился и официальный русский стиль (та идеология, которую воплощал при Николае I Константин Тон). Его проводником выступил Николай Владимирович Султанов (1850-1908). Султанов критиковал своих оппонентов не менее решительно, чем демократы - Константина Тона.
   Каждая из сторон в этих идеологических спорах приводила доводы, опирающиеся на развёрнутое отвлечённое обоснование, на рассуждения о древних корнях и о современных пользах. Но на практике различия внутри русского стиля проявлялись не очень заметно. Даже искусствоведу трудно бывает чётко отнести то или иное здание (кроме немногих исключений) к одному из течений. На практике русский стиль выделяется всё же в качестве целостного явления, расцвет которого приходится на годы пореформенной России.

Собор Петра и Павла в Петергофе
Собор Петра и Павла в Петергофе
Парланд. Храм Спаса на крови
Спас на крови

Особняк Игумнова Особняк Игумнова. Фрагмент Особняк Игумнова. Фрагмент
Особняк Игумнова Фрагмент 1 Фрагмент 2


   Но важно знать и о теоретических спорах: они доказывают жёсткую связь между общественной атмосферой и архитектурной формой.
   "Поэт в России - больше, чем поэт".
   Художник русский - больше, чем художник.
назад вперёд