Подобно живописи и музыке, развитие архитектурных форм тоже определялось жизнью общества. Впрочем, значительной оказалась и преемственность со старым. Вторая половина XIX века - новый этап существования русского стиля в архитектуре, появившегося ещё при Николае I. Император решил не дать традиционным русским формам угаснуть под воздействием европейской моды, которая начиная с Петра Великого насаждалась во всём. После специального указа 1838 года по всей стране вместо классицизма стал насаждаться русский стиль - его разработал Константин Андреевич Тон (1794-1881). Дело дошло до составления специальных альбомов типовых проектов церквей, чтобы по всей стране могли строить единообразно.
Сам по себе возврат к старине пришёлся по нраву публике, пресытившейся стройными греческими формами. Однако пореформенная эпоха всё же принесла две перемены. Во-первых, до самого конца XIX века установилось преобладание в городской застройке эклектизма. У философов эклектика означает механическое соединение взаимно противоречивых взглядов, точек зрения, методов. Историки архитектуры называют этим словом смешение разных стилей; одновременное их существование и в рамках одного квартала, и даже в рамках одного здания. Жизнь в середине века становилась и всё более разнообразной, и всё более быстрой. Разные (по происхождению, образованию) заказчики строительства, разнится и назначение зданий (особняки, "доходные дома" - сдаваемые внаймы, фабрики), входят в моду новые строительные материалы (металл, стекло). Удержать все новостройки в рамках одного, "высочайше" определяемого, стиля становилось трудно. Поэтому и смешивались классицизм, более раннее барокко, более поздний русский стиль.
Смешением прежних стилей новое не ограничилось. Появился и новый: демократический русский стиль. Идеологом и страстным пропагандистом его выступил вездесущий критик Владимир Стасов. По идейному содержанию этот стиль примыкает к передвижникам и "Могучей кучке". Его главное стремление - привнести в искусство народные начала.
Художник Михаил Нестеров писал другу по поводу строительства Музея изобразительных искусств: "Ты упоминаешь о затее по постройке нового музея в Москве и говоришь о каком-то глупом (твои слова) архитекторе, который предлагает для Москвы классический стиль музея как более понятный. Скажи ему, что если у него нет таланта создать русский стиль, как единственный возможный и желательный в русской Москве, создать русский стиль в архитектуре, как он создан в литературе, музыке и, кажется, в живописи, то пусть он ограничится постройкой дач в Парголове для купцов из немцев, это и ему доходно будет, да и нам не обидно".
|
Павильон Гартмана |
Архитектора Тона Стасов и его соратники обвиняли в том, что он поверхностно подошёл к народным традициям, и вместо архитектуры, прославляющей народ, у него получились пышные здания, прославляющие самодержавие с его теорией официальной народности ("русско-византийский стиль"). Сами демократы стремились передать народные традиции возможно более полно. Это подталкивало их к тому, чтобы больше работать с деревом, чем с камнем. Основные представители демократического русского стиля - Виктор Александрович Гартман (1834-1873) и Иван Павлович Ропет (псевдоним Ивана Николаевича Петрова, 1845-1908). Особенно ярким явлением в российской жизни стал Гартман. Кстати, как всякий хороший архитектор, он и рисовал неплохо; именно выставка (посмертная) его зарисовок подвигла его друга Модеста Мусоргского на написание "Картинок с выставки". Гартман и стал самой крупной фигурой демократического русского стиля. Здания, оформленные в народном стиле, не успели составить большинства в застройке российских городов, особенно крупных. Но как тенденция, демократический русский стиль при Александре II преобладал. Он стал вехой на пути русской архитектуры.
|
|
|
Классический стиль |
|
Русско-византийский стиль |
|
сибирские близнецы |
|
Домик Гартмана |
|
Павильон Ропета |
|