История России
Культура пореформенной России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.

- Культура пореформенной России.

Искусство без слов
Живопись - Музыка - Архитектура.

   II. Музыка.
   Первое крупное событие по части музыки произошло в пореформенной России за два года до крестьянской реформы - впрочем, в то время, когда запах свободы уже наполнил петербургский воздух. Событие связано с именем Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894). Энциклопедический словарь аттестует его словами: пианист-виртуоз, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Его должность в первой половине 1850-х годов - заведующий музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. Той самой, дворец которой при Николае I служил оранжереей для мыслящей поросли будущих реформаторов. В 1859 году, сразу по возвращении из-за границы, Антон Рубинштейн основал Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". А три года спустя создал в столице Музыкальную школу, фактически (с 1873 года - и формально) - консерваторию. То была первая русская консерватория. Антон Рубинштейн стал её директором и одновременно профессором. В 1866 году его брат Николай открыл вторую консерваторию - в Москве. Началась массовая подготовка национальных музыкантов.
   Антон Рубинштейн вошёл в историю прежде всего как организатор. Но и его собственные мелодии остались в сокровищнице.


Репин. Портрет Антона Рубинштейна
А.Г. Рубинштейн

звукозапись А.Г. Рубинштейн. Вальс-каприс. (1,42 Мб)

   В то самое время, когда Рубинштейн начинал дело своей жизни (примерно между 1857 и 1862 годами) в Петербурге сложилось объединение молодых композиторов, поставивших главной задачей передать в музыке "правду жизни". Идеологом объединения стал В.В. Стасов, он же и придумал название - "Могучая кучка". Стремление принести в русскую классическую музыку русские народные традиции вылилось в издание нескольких сборников народных песен. А главное - совместное общение определило основы музыкального мировоззрения участников"Могучей кучки". Они сохранились и после того, как деятельность объединения к середине 70-х годов угасла.
   В "Могучей кучке" объединились разные люди. Главный вдохновитель дела - Милий Алексеевич Балакирев: он не столько сочинял сам, сколько пропагандировал национальную музыку. Цезарь Антонович Кюи - преимущественно критик; его композиторская известность не вышла за рамки романсов. Другие оставили в русской классике более заметный след. Из них особенно интересен Александр Порфирьевич Бородин (1833-87), сочетавший лиру с ретортой.
   Писать музыку студент столичной Медико-хирургической академии начал ещё в 1850-е годы. Композиторское искусство постигал самостоятельно. В 62-м познакомился с Балакиревым, вошёл в "Могучую кучку". Под влиянием Балакирева и Стасова, а также общения с А.С. Даргомыжским, окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М.И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке.
   Наиболее значительным произведением Бородина считается опера "Князь Игорь" (по "Слову о полку Игореве"), законченная уже после его смерти Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. Это образец национального героического эпоса в музыке, вполне в духе "Могучей кучки". Из сочинений, принесших Бородину музыкальную известность ещё при жизни, стоит выделить симфонии. Первая их них появилась одновременно с первыми образцами этого жанра у Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Таким образом, Бородин стал одним из создателей русской классической симфонии. Особенно известна 2-я симфония, получившая название "Богатырская".

Балакирев Милий Алексеевич
М.А. Балакирев

Бородин Александр Порфирьевич
Химик, композитор, просветитель

звукозапись А.П. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская). (фрагмент 0,43 Мб)

   При некоторой рассеянности в Бородине всё-таки угадывается человек, склонный к упорядоченности. Совсем не похож на него в этом отношении отпрыск древнего дворянского рода Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). На службе (военной) он вытерпел всего два года и 19-ти лет ушёл на вольные хлеба, оказавшиеся хронически скудными. Под настроение его талант находил блестящее воплощение, однако придать этому воплощению окончательный, "товарный", вид Мусоргский каждый раз заставлял себя с большим трудом.
   Время, когда дворяне могли жить только за счёт своих имений, без службы, уже ушло. Время, когда музыкальное сочинительство (по принципу разделения труда в развитом обществе) станет самодостаточным источником дохода, ещё не наступило. Мусоргский провалился в стык между двумя эпохами. (Художникам повезло больше: их картины скупал Павел Третьяков - главный работодатель русских мастеров живописи. Повезёт и Чайковскому: у него найдётся богатый благотворитель).
   Мусоргский - ярчайший представитель эпохи 60-х годов в искусстве. Не занимаясь общественной деятельностью, он сосредоточился именно на искусстве. Но в искусстве строго придерживался идеалов шестидесятников. "Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество - детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизведанных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника". Сам он "ковырялся" предостаточно и оставил немало зарисовок из натуры, например - "Картинки с выставки". (Интересно сопоставить одну из этих картинок - "Быдло" - с Репинскими "Бурлаками"; впрочем, речь в ней не о бурлацкой доле, а о крестьянской). Историческим темам посвящены две известнейшие оперы Мусоргского - "Борис Годунов" и "Хованщина". Последняя осталась не законченной.

Репин. Портрет Мусоргского
М.П. Мусоргский

звукозапись М.П. Мусоргский. Картинки с выставки. Быдло. (0,56 Мб)

   Доводить "Хованщину" до оперной сцены пришлось другу и соратнику Мусоргского Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844-1908). Он же поставил, доработав, и "Бориса Годунова", и Бородинского "Князя Игоря", а также "Каменного гостя" Даргомыжского. Кроме того, он подготовил и издал, вместе с Балакиревым и А.К. Лядовым, оперные партитуры Глинки. Организационная деятельность Римского-Корсакова в музыке включает и подготовку 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них - А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев. Преподавание Римский-Корсаков прерывал только во время революции 1905-1907 годов. Его тогда уволили за открытую поддержку требований бастующих студентов и осуждение действий администрации Петербургской консерватории (он вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).
   Как музыканта Николай сделал себя сам. Дома его, правда, научили играть на фортепиано, однако учиться отправили в столичный Морской корпус. По его окончании Римский-Корсаков отправился в долгое плавание на клипере "Алмаз" (1862-1865). Но ещё раньше он, беря частные уроки музыки, успел вступить в "Могучую кучку" и проникнуться её идеологией. Так что из путешествия вернулся уже с нотами своей первой симфонии. А в 27 лет стал профессором Петербургской консерватории. Лучшим сочинением Римского-Корсакова называют симфоническую сюиту "Шехерезада". Сам же музыкант больше всего любил оперу "Снегурочка" (по А.Н. Островскому). Римский-Корсаков отлично знал народное творчество (выпустил сборник народных песен) и использовал народные мотивы в своих сочинениях. Одних опер он оставил 15, в основном - на исторические или сказочные сюжеты - так проявилась закалка "Могучей кучки".

Серов. Портрет Римского-Корсакова
Н.А. Римский-Корсаков

звукозапись Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля (0,37 Мб)

   Было бы неверно воспринимать "Могучую кучку" как господствующее направление в развитии русской музыки того времени. Балакирев, например, резко критиковал Петербургскую консерваторию как носителя консерватизма и космополитизма (и даже открыл в противовес свою бесплатную музыкальную школу). Что совсем не мешало славе Рубинштейнов. Независимо от "Могучей кучки" работал и главный ученик Антона Рубинштейна - Чайковский.
   Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) стоит особняком среди выдающихся композиторов пореформенного времени. Темой одной из своих студенческих работ (её, впрочем, призналинеудачной) он избрал увертюру к пьесе "Гроза". Позже он подружился с её автором, и Островский написал либретто первой оперы Чайковского ("Воевода"). Общался он и со Львом Толстым; гордился, что его Первый квартет тронул Толстого до слёз. Но к общественной деятельности не стремился и никакого общественного смысла в сочинения не вкладывал. (Не случайно и в императорской семье к нему относились благосклонно). Пётр Ильич просто выражал душу в музыке. У него просто имелся для этого талант, которому не было равного среди современников. И единственный из них он завоевал громкую славу по всему миру. Даже через сто лет после его смерти в любой стране мира фамилия "Чайковский" не нуждается в пояснениях.
   Наследие Чайковского огромно и разнообразно. В число знаменитейших входят балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", 1-й концерт для фортепиано с оркестром, 6-я симфония (Патетическая), опера "Евгений Онегин".
назад вперёд


Кузнецов. Портрет Чайковского
неудавшийся чиновник

звукозапись П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. (фрагмент 0,99 Мб)
звукозапись П.И. Чайковский. Лебединое озеро. Действие 2. Сцена. (0,62 Мб)