Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Искусство слова
Литература - Театр.
|
|
|
Особенность литературы - её теснейшая из всех видов художественного творчества связь с общественной жизнью. Эта взаимосвязь обусловила и развитие литературы с точки зрения внутренней логики процесса. Вторая половина XIX века в русской литературе - расцвет реализма. Как и в живописи, реализм пореформенной России вытекает из предыдущей эпохи. Основоположниками его считаются Пушкин, Лермонтов, более явно - Гоголь, то есть - вторая половина 30-х годов (Достоевский: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели""). Некоторое отличие литературы - личная (а не только идейная) преемственность двух эпох. Умы и сердца читателей 60-х годов покоряли те, кто зарекомендовал себя ещё во второй половине 40-х.
В 1847 году вышли из печати "Записки охотника". Их автор - Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) - уточнял, что в "Записках" ставил целью напасть, как можно сильнее, на главного врага народов России. "В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право". В 40-х годах вышел на сцену с антикрепостническими стихами Н.А. Некрасов. Ещё до каторги (в 1846) успел опубликовать первую повесть ("Бедные люди") Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). В 1847-48 появились первые повести М.Е. Салтыкова-Щедрина, высланного за эти сочинения в Вятку.
Их не назовёшь публицистами. Тот же Тургенев прославился романами о любви ("Ася", "Первая любовь" и другие), которые вовсе не имеют общественно-политической подоплёки. Но время и место действия превращали каждого мастера слова в общественного деятеля. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" (Некрасов).
Не обязательно было открыто призывать читателей к чему-то; само изображение действительности всякий раз будоражило общественное мнение и вызывало острое обсуждение. По существу, русская классика - это кинохроника пореформенной России. Постижение отечественной истории едва ли возможно без этих работ. Десятки статистических таблиц о постепенном обезземеливании пореформенного дворянства не заменят образа Обломова из одноимённого романа Ивана Александровича Гончарова (1812-1891), вышедшего в 1859 году (под занавес века его дополнит менее утрированный "Вишнёвый сад" А.П. Чехова). Исследования, доказывающие мрачное положение крестьянства даже после отмены крепостного права, предвосхитил Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) в стихотворной поэме "Кому на Руси жить хорошо" (1866-1876). Народническое движение проще понять, предварительно прочитав "Отцы и дети" Тургенева (1862).
Любопытно отметить, что Некрасов остался едва ли не единственным поэтом пореформенной России. Пушкин и Лермонтов гремели в николаевской России; XX век дал целую плеяду "серебряного века". Удельный вес поэтов-лириков в литературе второй половины XIX века несравненно меньше: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Чем объяснить это, кроме влияния времени?
Но вернёмся к прозе. Вообще, Тургенев - один из авторов, оказавших исключительное влияние на современников. Говорят даже о картинах на "тургеневские" темы как особом явлении в живописи. В числе авторов таких картин исследователи Тургенева называют Ивана Крамского ("Осмотр старого дома", 1873-1880), В.М. Максимова ("Все в прошлом", 1889), Василия Перова ("На могиле сына").
Видимо, причина такого влияния - широта тематики его романов. Здесь и лирические работы о любви, и портрет нового поколения в "Отцах и детях", и сочинения, посвящённые революционерам - "Дым" (1867) и "Новь" (1877).
|
|
|
И.С. Тургенев |
|
Базаров. Рисунок Тургенева. |
|
В.Г. Перов. Старики родители на могиле сына. |
|
Единственный, кто превзошёл Тургенева по воздействию на современников - Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Связь литературы с жизнью на его примере видна лучше всего: "Что делать?" (1863) - сочинение в большей степени политическое, чем художественное. Его автора немедленно отправили в Сибирь на долгое умирание, но и после этого молодёжь не один год пыталась создавать артели по Чернышевскому. Будущие народники не просто одобрили "Что делать?"; они приняли роман в качестве практического руководства.
Работы на политическую злобу дня создавали и другие авторы. "Бесы" Достоевского (1872) - плод впечатления от громкого дела Сергея Нечаева и его "Народной расправы". Достоевский, сам в прошлом почти революционер (осуждён по делу петрашевцев), к концу жизни перешёл на правый политический фланг. Впрочем, независимо от согласия читателя с его философией романы Достоевского (известнейшие - "Идиот", 1868; "Братья Карамазовы", 1880) представляют собой зарисовки с натуры, полезные для лучшего понимания действительности.
|
|
|
Ф.М. Достоевский |
|
Если Достоевский специализировался на работах философской направленности, то коньком Михаила Евграфовича Салтыкова (псевдоним - Н. Щедрин; 1826-1889) стала сатира. Родовитый дворянин, едва не четверть века он провёл на высоких должностях в губернском управлении (и был-таки уволен в чине действительного статского советника, что соответствует из военных чинов генерал-майору). Салтыков-Щедрин отлично знал подноготную государственного управления, которое и стало объектом критики в его "Истории одного города" (1870). Впрочем, сатирическое острие этой работы направлено не только против власти, но и против общества, позволяющего этой власти вести такую политику. Столь же отчётливо это направление критики проводится в коротких рассказах Салтыкова-Щедрина, принёсших автору не меньше известности и не меньше цензурных хлопот, чем история города Глупова.
|
|
|
М.Е. Салтыков (Н. Щедрин) |
|
В те же 60-е годы снискал славу Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Его самое известное сочинение "Война и мир" (1867-1869) посвящено, правда, не современности, но тоже - обществу. Как Тургенев и Достоевский "фотографируют" общество второй половины XIX века, так Толстой даёт зарисовку первой половины столетия.
Бурные события эпохи не оставили в стороне и его: на протяжении 80-90-х годов у Толстого сформируется собственное мировоззрение, и он не побоится вступить в открытое противостояние с государственной идеологией. Вскоре после выхода романа "Воскресение" (1899) он будет отлучён от церкви - впрочем, его усадьба "Ясная Поляна" по-прежнему останется местом паломничества всех желающих приобщиться к великому современнику.
|
|
|
Граф-бунтарь |
|
Время влияло не только на содержание литературных произведений, но и на форму. В 80-90-е годы XIX века жанр романа отошёл на второй план. Жизнь ускорялась; новые авторы приобретали известность
за счёт небольших произведений - рассказов и повестей. Известнейший из писателей, выдвинувшихся в 80-е годы - Антон Павлович Чехов (1860-1904). Литературную деятельность он сочетал с университетской учёбой, а затем с работой уездного врача. Помимо коротких рассказов, выдержанных в сатирическом стиле, Чехов известен несколькими пьесами, а ещё - поездкой на Сахалин, остров сосланных в каторжные работы. Чеховское описание местной жизни ("Остров Сахалин", 1893) вызвало такой резонанс, что столичным ведомствам пришлось посылать на Сахалин специальные ревизии (местом ссылки Сибирь перестала быть в 1901 году).
|
|
|
А.П. Чехов |
|
Начиная со второй половины 80-х годов, (по возвращении из сибирской ссылки) приобрёл известность Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). Помимо сочинения рассказов, он зарабатывал журналистикой и активно участвовал в жизни общества. Он помогал голодающим в 1892 году; его усилиями удалось добиться справедливого решения по сфабрикованному полицией обвинению группы крестьян-удмуртов в ритуальном убийстве ("Мултанское дело" 1892-1896).
Рассказы Короленко - не сатира. Скорее, его можно назвать продолжателем Достоевского (и предшественником Максима Горького). Изображая жизнь бедных людей (зачастую - оказавшихся на дне общества), Короленко подводит к мысли, что в конечном счёте за каждого из граждан отвечает общество в целом. Эта тема станет особенно насущной в начале XX века, когда громко заявит о себе новая общественная сила - пролетариат, почти полностью оказавшийся в положении отверженных.
Так заканчивался "золотой век" русской литературы. Заканчивалось время, когда авторы стремились высказаться по общественным вопросам. Оно сменилось временем индивидуализма, стремлением подняться к звёздам в узком кругу избранных. Наступал "серебряный век".
|
|
|
В.Г. Короленко |
|
|