История России
Культура пореформенной России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века

- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.

- Культура пореформенной России.

Искусство слова
Литература - Театр.

   I. Литература.

   Особенность литературы - её теснейшая из всех видов художественного творчества связь с общественной жизнью. Эта взаимосвязь обусловила и развитие литературы с точки зрения внутренней логики процесса. Вторая половина XIX века в русской литературе - расцвет реализма. Как и в живописи, реализм пореформенной России вытекает из предыдущей эпохи. Основоположниками его считаются Пушкин, Лермонтов, более явно - Гоголь, то есть - вторая половина 30-х годов (Достоевский: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели""). Некоторое отличие литературы - личная (а не только идейная) преемственность двух эпох. Умы и сердца читателей 60-х годов покоряли те, кто зарекомендовал себя ещё во второй половине 40-х.
   В 1847 году вышли из печати "Записки охотника". Их автор - Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) - уточнял, что в "Записках" ставил целью напасть, как можно сильнее, на главного врага народов России. "В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право". В 40-х годах вышел на сцену с антикрепостническими стихами Н.А. Некрасов. Ещё до каторги (в 1846) успел опубликовать первую повесть ("Бедные люди") Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). В 1847-48 появились первые повести М.Е. Салтыкова-Щедрина, высланного за эти сочинения в Вятку.
   Их не назовёшь публицистами. Тот же Тургенев прославился романами о любви ("Ася", "Первая любовь" и другие), которые вовсе не имеют общественно-политической подоплёки. Но время и место действия превращали каждого мастера слова в общественного деятеля. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" (Некрасов).
   Не обязательно было открыто призывать читателей к чему-то; само изображение действительности всякий раз будоражило общественное мнение и вызывало острое обсуждение. По существу, русская классика - это кинохроника пореформенной России. Постижение отечественной истории едва ли возможно без этих работ. Десятки статистических таблиц о постепенном обезземеливании пореформенного дворянства не заменят образа Обломова из одноимённого романа Ивана Александровича Гончарова (1812-1891), вышедшего в 1859 году (под занавес века его дополнит менее утрированный "Вишнёвый сад" А.П. Чехова). Исследования, доказывающие мрачное положение крестьянства даже после отмены крепостного права, предвосхитил Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) в стихотворной поэме "Кому на Руси жить хорошо" (1866-1876). Народническое движение проще понять, предварительно прочитав "Отцы и дети" Тургенева (1862).
   Любопытно отметить, что Некрасов остался едва ли не единственным поэтом пореформенной России. Пушкин и Лермонтов гремели в николаевской России; XX век дал целую плеяду "серебряного века". Удельный вес поэтов-лириков в литературе второй половины XIX века несравненно меньше: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Чем объяснить это, кроме влияния времени?

   Но вернёмся к прозе. Вообще, Тургенев - один из авторов, оказавших исключительное влияние на современников. Говорят даже о картинах на "тургеневские" темы как особом явлении в живописи. В числе авторов таких картин исследователи Тургенева называют Ивана Крамского ("Осмотр старого дома", 1873-1880), В.М. Максимова ("Все в прошлом", 1889), Василия Перова ("На могиле сына").
   Видимо, причина такого влияния - широта тематики его романов. Здесь и лирические работы о любви, и портрет нового поколения в "Отцах и детях", и сочинения, посвящённые революционерам - "Дым" (1867) и "Новь" (1877).

Иван Сергеевич Тургенев
И.С. Тургенев


Базаров. Рисунок Тургенева
Базаров. Рисунок Тургенева.


Василий Григорьевич Перов. Старики родители на могиле сына.
В.Г. Перов. Старики родители на могиле сына.

   Единственный, кто превзошёл Тургенева по воздействию на современников - Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Связь литературы с жизнью на его примере видна лучше всего: "Что делать?" (1863) - сочинение в большей степени политическое, чем художественное. Его автора немедленно отправили в Сибирь на долгое умирание, но и после этого молодёжь не один год пыталась создавать артели по Чернышевскому. Будущие народники не просто одобрили "Что делать?"; они приняли роман в качестве практического руководства.
   Работы на политическую злобу дня создавали и другие авторы. "Бесы" Достоевского (1872) - плод впечатления от громкого дела Сергея Нечаева и его "Народной расправы". Достоевский, сам в прошлом почти революционер (осуждён по делу петрашевцев), к концу жизни перешёл на правый политический фланг. Впрочем, независимо от согласия читателя с его философией романы Достоевского (известнейшие - "Идиот", 1868; "Братья Карамазовы", 1880) представляют собой зарисовки с натуры, полезные для лучшего понимания действительности.

Перов. Портрет Достоевского
Ф.М. Достоевский

   Если Достоевский специализировался на работах философской направленности, то коньком Михаила Евграфовича Салтыкова (псевдоним - Н. Щедрин; 1826-1889) стала сатира. Родовитый дворянин, едва не четверть века он провёл на высоких должностях в губернском управлении (и был-таки уволен в чине действительного статского советника, что соответствует из военных чинов генерал-майору). Салтыков-Щедрин отлично знал подноготную государственного управления, которое и стало объектом критики в его "Истории одного города" (1870). Впрочем, сатирическое острие этой работы направлено не только против власти, но и против общества, позволяющего этой власти вести такую политику. Столь же отчётливо это направление критики проводится в коротких рассказах Салтыкова-Щедрина, принёсших автору не меньше известности и не меньше цензурных хлопот, чем история города Глупова.

Крамской. Портрет Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков (Н. Щедрин)

   В те же 60-е годы снискал славу Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Его самое известное сочинение "Война и мир" (1867-1869) посвящено, правда, не современности, но тоже - обществу. Как Тургенев и Достоевский "фотографируют" общество второй половины XIX века, так Толстой даёт зарисовку первой половины столетия.
   Бурные события эпохи не оставили в стороне и его: на протяжении 80-90-х годов у Толстого сформируется собственное мировоззрение, и он не побоится вступить в открытое противостояние с государственной идеологией. Вскоре после выхода романа "Воскресение" (1899) он будет отлучён от церкви - впрочем, его усадьба "Ясная Поляна" по-прежнему останется местом паломничества всех желающих приобщиться к великому современнику.

Крамской. Портрет Толстого
Граф-бунтарь

   Время влияло не только на содержание литературных произведений, но и на форму. В 80-90-е годы XIX века жанр романа отошёл на второй план. Жизнь ускорялась; новые авторы приобретали известность за счёт небольших произведений - рассказов и повестей. Известнейший из писателей, выдвинувшихся в 80-е годы - Антон Павлович Чехов (1860-1904). Литературную деятельность он сочетал с университетской учёбой, а затем с работой уездного врача. Помимо коротких рассказов, выдержанных в сатирическом стиле, Чехов известен несколькими пьесами, а ещё - поездкой на Сахалин, остров сосланных в каторжные работы. Чеховское описание местной жизни ("Остров Сахалин", 1893) вызвало такой резонанс, что столичным ведомствам пришлось посылать на Сахалин специальные ревизии (местом ссылки Сибирь перестала быть в 1901 году).

Левитан. Портрет Чехова
А.П. Чехов

   Начиная со второй половины 80-х годов, (по возвращении из сибирской ссылки) приобрёл известность Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). Помимо сочинения рассказов, он зарабатывал журналистикой и активно участвовал в жизни общества. Он помогал голодающим в 1892 году; его усилиями удалось добиться справедливого решения по сфабрикованному полицией обвинению группы крестьян-удмуртов в ритуальном убийстве ("Мултанское дело" 1892-1896).
   Рассказы Короленко - не сатира. Скорее, его можно назвать продолжателем Достоевского (и предшественником Максима Горького). Изображая жизнь бедных людей (зачастую - оказавшихся на дне общества), Короленко подводит к мысли, что в конечном счёте за каждого из граждан отвечает общество в целом. Эта тема станет особенно насущной в начале XX века, когда громко заявит о себе новая общественная сила - пролетариат, почти полностью оказавшийся в положении отверженных.

   Так заканчивался "золотой век" русской литературы. Заканчивалось время, когда авторы стремились высказаться по общественным вопросам. Оно сменилось временем индивидуализма, стремлением подняться к звёздам в узком кругу избранных. Наступал "серебряный век".    
назад вперёд

Репин. Портрет Короленко
В.Г. Короленко