Оглавление
- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.
- Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
|
|
Следующий год войны оказался для России гораздо менее успешным, чем первый. Русское наступление в Галиции угрожало вывести вечно слабую в военном отношении Австро-Венгрию из войны. Поэтому немецкое командование переключило на Россию основное внимание. В апреле началось немецкое наступление. Численное преимущество немцев дополнялось их техническим превосходством: у русских почти отсутствовала тяжёлая артиллерия. Между тем, танки ещё только изобретались, военная авиация находилась в зачаточном состоянии, так что тяжёлая артиллерия являлась самым совершенным видом военной техники. Более того, даже для существовавшего вооружения, включая стрелковое, в русских войсках не хватало боеприпасов. Поэтому действия немцев вылились в "великое отступление" русской армии по всем фронтам (Северному, Западному и Юго-Западному) до самой осени. В итоге была потеряна почти вся завоёванная Галиция, вся Польша и основная часть Прибалтики.
|
|
|
"Великое отступление"
|
|
Готовясь к войне и понимая, что она будет, европейские державы (включая и Россию) не предвидели характера этой войны. А она оказалась, во-первых, позиционной (то есть более массовой, чем прежние войны, когда армии бегали друг за другом в поисках генерального сражения), и во-вторых, затяжной. Как следствие, уже в начале 1915 года российская армия столкнулась с нехваткой боеприпасов и вооружения. Встал вопрос о переводе экономики на военные рельсы. Для этого в мае 1915 года были созданы четыре Особых совещания - по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам. Совещания эти возглавлялись министрами, состояли преимущественно из представителей Госсовета и Думы, общественных деятелей, приглашались и промышленники. Первое направление их работы - распределение государственных военных заказов. В самой идее Особых совещаний была заложена некоторая принудительность, необходимая по условиям военного времени: заводчик, которому Совещание поручило военный заказ, обязан его выполнить независимо от собственных желаний. Однако на деле госзаказ оказывался выгоден для предпринимателей, прибегать к принуждению не приходилось.
|
|
|
тяжёлая артиллерия
|
|
Военные заказы - это, с одной стороны, пушки, броневики, пулемёты, корабли - то, что производится на крупных заводах; эти заказы распределяются напрямую между ними. Но это и одежда, обувь, сбруя, консервы... - те заказы, которые необходимо распределять по мелким производителям. Чтобы Особым совещаниям не приходилось договариваться с каждым предприятием по отдельности, съезд представителей торговли и промышленности в мае 1915 года постановил создать систему военно-промышленных комитетов. Вскоре появился Центральный военно-промышленный комитет во главе с А. И. Гучковым. ЦВПК получал от казны заказы и деньги для их исполнения, распределял их между областными комитетами, те в свою очередь делили между местными комитетами, а дальше - между отдельными предприятиями, включая и совсем мелкие. С течением времени система военно-промышленных комитетов, изначально выполнявшая лишь 3 % заказов, взяла в свои руки половину всех госзаказов (к 1917 году). Их стоимость составляла 5 % общей стоимости военных заказов.
|
|
|
Организация военных закупок - не единственное направление работы Особых совещаний. Насущной задачей стало также снабжение тыла. Перебои здесь начались в 1915 году. Потребности страны с началом войны существенно выросли, а число работающих сократилось. Поэтому сохранять на прежнем уровне производство товаров повседневного потребления было невозможно. Нередко бывало и так, что товар где-то есть, но доставить его потребителю невозможно: не справляются железные дороги.
Государство стало действовать методом регулирования торговли. Первым из массовых товаров в 1915 году закончился сахар. Сначала правительство сдерживало рост цен на него продажей казённых запасов. Когда закончились и они, началось административное вмешательство: 17 августа 1915 были установлены твёрдые цены на сахар. Торговец, дерзнувший их превысить, рисковал конфискацией товара. Одновременно местное самоуправление стало активно налаживать нормированную торговлю: самые необходимые товары покупались за счёт городского бюджета, а затем продавались населению - не больше установленной нормы, но по умеренной цене. Карточки на сахар, на масло и другие дефицитные товары быстро стали повседневностью городской жизни.
|
|
|
В очереди
|
|
По мере усугубления кризиса регулирование расширялось: в том же 1915 году государство установило твёрдые цены на хлопок и монополизировало заготовки масла (маслодельные кооперативы обязаны сдавать масло уполномоченному Министерства продовольствия). Кроме того, регулирование углублялось: в январе 1916 появилось Центральное бюро по объединению закупок сахара.
Материальные трудности немедленно отразились на политической обстановке. С периодом всеобщего ура-патриотического подъёма было покончено. В 1915 году снова обычным делом стали забастовки. В июле 1915 года, после годичного перерыва, началась очередная думская сессия - и сразу выявилось новое настроение Думы. Фракции кадетов и октябристов объединились на почве требования перемен в правительстве. Больше того - перемен в принципе формирования правительства. Объединение кадетов и октябристов (не новая партия, а именно объединение существующих для достижения общих целей) получило название "Прогрессивного блока". Основным его требованием было "министерство общественного доверия", то есть требование ответственности правительства перед Думой. Пусть и назначаемые императором, министры должны были, по мысли "Прогрессивного блока", уходить в отставку, если того потребует Дума. Требование "Прогрессивного блока", разумеется, не было выполнено, но само его выдвижение означало падение авторитета правительства в широких (совсем не только левых) кругах населения.
|
|
|
председатель Совета Министров
|
|
|