В. А. Миндолин. Человек и общество
"Я" и "Мы"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Со-общество

    "Я" или "МЫ"?
   Возможно, что именно "МЫ" было первичным мироощущением первобытного человека, а индивидуальное, "Я", как бы растворялось в первобытном коллективе: роде, племени. В современной психологической науке растет интерес к первобытному мышлению. Мышление древних людей, конечно, отличается от мышления современного человека. Психологи утверждают, что и теперь в психике дикаря понятие "индивид" (неделимое) почти отсутствует, что в первобытном обществе "МЫ" поглощает "Я". Так ли?
   
Жизнь без "Я"? Что чувствует это первобытное человеческое существо? Насколько оно осознает себя? Неужели и впрямь формирование "Я" долго-долго происходило в недрах "МЫ", что "МЫ" миллионы лет доминировало над "Я"? Что в архаичном, или древнем, сознании именно род коллективно переживался как единая личность? Может быть, неслучайно отсутствие "я" характерно для некоторых древних культов?

   Можно искать ответ на этот вопрос, исследуя первобытное сознание. А можно попытаться действовать интуитивно - ведь у всех у нас были общие первобытные предки (""подкорка" подскажет").
   
"Человек - одновременно одинокое и социальное существо"
Альберт Эйнштейн

   Коммунитас.
   Интересно увидеть состояние, возникающее на границе между "Я" и "МЫ. Это простейшее, первобытное социальное состояние, где нет еще никакого социального порядка, - только хаос. Никаких социальных структур, только самые элементарные связи и отношения. Как бы нулевой пласт. Это состояние, которое можно назвать коммунитас (со-общество). Здесь человек как целостность взаимодействует с другими "Я" как целостностью. В состоянии коммунитас человеческое поведение не является ни индивидуальным, ни коллективным, - сознание еще не знает противопоставления индивидуального и коллективного. Для того, чтобы такое противопоставление зафиксировалось, должно возникнуть напряжение между индивидуальным и общим.

Светлана Туманова. Адам


Первобытное стадо
первобытное стадо

    И как раз это напряжение между индивидуальным и общим позволяет отдельному человеческому сознанию вырваться из тьмы встревоженной бессознательности. В непосредственном общении индивидов возникает новый смысл, начинается выбор существования. Выбор еще не связан с обществом, но уже связан с другими людьми. Коммунитас - это прямое, никак не опосредованное структурами общества взаимодействие "Я" с целостным единством других "Я".
   
Коммунитас может возникать не только в первобытном, но и в цивилизованном обществе - там, где силой обстоятельств цивилизация испытывается на разрыв: землетрясения, техногенные катастрофы, террористические акты, окружения во время войны и т.д. Там, где общество, группа, или даже двое, оказываются на грани катастрофы, когда прошлая жизнь рухнула и неизвестно что ждет их в будущем.
   
"Пограничную зону между одиночеством и общением я пересекал лишь крайне редко. В ней я обосновался даже более прочно, чем в самом одиночестве"
Ф. Кафка
назад вперёд

Зеркала

Rambler's Top100