Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Маргинальность.
Все перечисленные общности не застывшие, а подвижные. Можно даже представить себе ситуацию, когда индивид, а то и целая группа оказываются на краю общности, или выпадают из больших и малых социальных, профессиональных, культурных коллективов. В этом случае мы имеем дело с явлением, называемым маргинальностью (лат. margo - край).
|
Впервые понятие маргинальности ввел американский социолог Роберт Парк в 20-е годы ХХ века по отношению к мулатам - потомкам от браков представителей европеоидной расы с неграми. Он обратил внимание на то, что мулаты в Америке не могут вполне идентифицироваться ни с белыми, ни с черными. В связи с этим у них наблюдается ряд характерных черт: беспокойность, агрессивность, стесненность, болезненное честолюбие, эгоцентризм, эмоциональный дискомфорт. Это касается не только мулатов, но и индейцев, и некоторых других этнических меньшинств.
В марксизме и других социальных учениях отрицательно оценивается категория lumpen (от нем. лохмотья) - деклассированные элементы, отличающиеся, как правило, большой подвижностью, агрессивностью, жестокостью и продажностью. Это тоже маргинальная группа.
В критические, кризисные, переломные моменты жизни общества, особенно во времена крушения общественных систем тенденция к маргинализации, к разложению может быть очень сильной, как это происходило, например, в России в 90-е годы ХХ века, не остановлено и сейчас.
|
Неверно было бы оценивать явление маргинальности только отрицательно. Маргинальность может быть и результатом вытеснения или насильственного выброса живых, непокорных, непривычных, творческих, прогрессивных личностей за пределы окостеневших, загнивающих общностей, коллективов.
|
|
|
Но маргинальность может быть и результатом свободного выбора человека, который сам разрывает все традиционные связи и создает свой собственный, особый мир. Это безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. С бунтарями, бродячими философами, пророками, нищими поэтами, художниками и другими маргинальными личностями, отказывающимися принимать социально одобренные, но ложные цели, связаны многие положительные явления в духовной истории человечества. Маргиналами, например, могли бы считаться и Иисус Христос, и апостолы, и многие выдающиеся личности, создавшие нетривиальные формы интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
|
|
|
|