Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Collectivus - это…
В жизни "Я" переходит в "МЫ" естественно, как дыхание: "Это мой друг. Мы дружим", "Я и она. Мы любим друг друга", "Вот мой класс. Мы учимся вместе". При этом обнаруживается, что "Я" взаимодействует не просто с множеством отдельных людей, но с фиксированными объединениями людей.
В простейших объединениях, таких как семья, класс, компания, уже возникает социальное качество - собирательное "я" (лат. collectivus как раз и означает "собирательный").
|
Логика подсказывает, что коллективные явления обнаруживают не менее (если не более) высокий уровень сложности, чем образующие их базисные индивиды.
|
Коллективы могут быть самые различные. Социально значимыми коллективами являются, например, семья, нация, человечество. По отношению к любому из этих коллективов человек делает социально значимый выбор.
Он может быть свободен или ограничен в своем выборе. Брак по любви - вот свобода. Ограничения свободы: брак по расчету, сословный, династический брак, или же брак непременно внутри своей нации, или одной, именно этой, страны.
"Истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семье - отечество, отечеству - человечество" Жан Лерон Д'Аламбер
|
|
Есть ряд альтернатив в отношении к нации, к отечеству. Патриотизм (теплое чувство любви к родине), национализм (одна нация противопоставляется другой), шовинизм (одна нация ставится над другой и за счет ее реализует свои интересы), интернационализм (нация не так важна, как интернациональное единство, например, пролетариев), космополитизм (Я не принадлежу ни к какой нации, Я - гражданин мира). Встречались и встречаются люди, не любящие и даже ненавидящие свое отечество.
Да и в отношении к роду человеческому можно идти по стопам В.И. Вернадского или В.С. Соловьева, уповая на единство человечества, а можно оказаться вне человеческого рода, нечаянно или нарочно выпасть из него - таких в народе называют "выродок", "нелюдь".
|
"Всякая общность принижает"
Фридрих Ницше
|
|
|
|
Коллективизм и индивидуализм.
Отношения "Я" и "МЫ" отнюдь не лишены проблем, противоречивы. Исторически существуют две противоположных, дополняющих друг друга психологии, два мировоззрения, две жизненные философии: индивидуализм и коллективизм.
Исходная точка философии и психологии коллективизма: человек стремится быть частью чего-то более значительного, чем он сам. Исходная точка индивидуализма: нет ничего более значимого и значительного, чем "Я".
Индивидуализм отдает предпочтение отдельному человеку, который видится первичнее и реальнее, чем все другие, чем общество и государство со всеми их структурами и институтами. Индивид рассматривается как основа и точка отсчета для исследования человеческих действий и их результатов, а индивидуальные потребности и права - как самые естественные и самые важные. Безусловен приоритет личности и ее интересов. Смысл жизни, с позиций индивидуализма, - исключительное самоутверждение каждого, индивидуальный успех. Также и мораль считается личным делом каждого.
|
При этом не избежать ощущения изолированности своего существования, жития по формуле: "Надеяться не на кого, кроме как на самого себя". В своей наиболее активной форме индивидуализм есть стремление к безграничной свободе личности, к усилению ощущения собственного "я", потребность выделиться и возвыситься над другими.
|
Если индивидуализм - это приоритет "Я" над "Мы", то коллективизм - приоритет "МЫ" над "Я", когда предпочитается общность, совместное усилие, коллективный результат, а личные интересы подчиняются общим, например, общинным или государственным.
|
Есть сферы деятельности, требующие преимущественно индивидуальных или преимущественно коллективных усилий. Трудно представить себе коллективную разработку научной теории, зато коллектив экспериментаторов - норма. Военное дело, например, как никакое другое, делает человека подчиненной частью коллективного целого. В армии всегда "мы", всегда масса. Там действуют групповые связи индивидов, для которых характерно повторяемое принуждение.
|
|
|
|
А. Родченко. Композиция
|
|
Впрочем, не будем преувеличивать различия. Противоположность индивидуализма и коллективизма не абсолютна. Каждый нормальный человек осознает себя и в качестве индивида (качество "Я"), и как член объединения подобных себе индивидов (качество "МЫ").
Индивидуализм и коллективизм противополагаются не только по отношению друг к другу. Существуют и внутренние полярности. Индивидуализм может быть звериным, разрушительным, а может быть ответственным, созидательным: "Я отвечаю за себя сам. За меня никто не отвечает. Но я отвечаю не только за себя. Я отвечаю за них. Но я отвечаю за них перед самим собой".
Коллективизм обязательно предполагает взаимную ответственность. Он может простираться от казармы (обезличение и нивелирование людей) до ассоциации - свободного, широкого, сугубо добровольного объединения.
"Существование, отождествляющееся с коллективным, неистинно"
Жан-Поль Сартр
|
|
Крайним полюсом индивидуализма является эгоизм - ощущение собственного "я" как единственного центра, имеющего значение. Других эгоист относит лишь к окружности своего бытия, оставляет за ними только относительную ценность. Здесь личность растворяется в "я". Крайний полюс коллективизма - альтруизм - страсть самоотдачи, готовность и стремление жить только для других, постоянно жертвуя собой. Личность альтруиста растворяется в Другом.
|
|
|
|
"Талант великих душ есть узнавать великое в других людях"
Н.М. Карамзин
|
|
Альтруистичны могут быть целые коллективы, например, первоначальные христианские общины. Деятельное самоотречение одного в пользу других - основа христианской морали. С другой стороны, эгоизм может быть продуктивен. Властителем дум русской молодежи 60-70-х годов ХIХ века, был Н.Г. Чернышевский. Герои его романа "Что делать?" исповедовали теорию разумного эгоизма, и это отвечало потребности тогдашней разночинской молодежи в жизненном самоутверждении.
|
"Высшая нравственность - это жертва своей личности в пользу коллектива"
М.М. Пришвин
|
|
|
|
Предпочтения
|
|
|