В. А. Миндолин. Человек и общество
"Я" и "Мы"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Коллектив

    Collectivus - это…
   В жизни "Я" переходит в "МЫ" естественно, как дыхание: "Это мой друг. Мы дружим", "Я и она. Мы любим друг друга", "Вот мой класс. Мы учимся вместе". При этом обнаруживается, что "Я" взаимодействует не просто с множеством отдельных людей, но с фиксированными объединениями людей. В простейших объединениях, таких как семья, класс, компания, уже возникает социальное качество - собирательное "я" (лат. collectivus как раз и означает "собирательный").
   
Логика подсказывает, что коллективные явления обнаруживают не менее (если не более) высокий уровень сложности, чем образующие их базисные индивиды.

   Коллективы могут быть самые различные. Социально значимыми коллективами являются, например, семья, нация, человечество. По отношению к любому из этих коллективов человек делает социально значимый выбор. Он может быть свободен или ограничен в своем выборе. Брак по любви - вот свобода. Ограничения свободы: брак по расчету, сословный, династический брак, или же брак непременно внутри своей нации, или одной, именно этой, страны.
   
"Истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семье - отечество, отечеству - человечество"
Жан Лерон Д'Аламбер
   
  Есть ряд альтернатив в отношении к нации, к отечеству. Патриотизм (теплое чувство любви к родине), национализм (одна нация противопоставляется другой), шовинизм (одна нация ставится над другой и за счет ее реализует свои интересы), интернационализм (нация не так важна, как интернациональное единство, например, пролетариев), космополитизм (Я не принадлежу ни к какой нации, Я - гражданин мира). Встречались и встречаются люди, не любящие и даже ненавидящие свое отечество.
  Да и в отношении к роду человеческому можно идти по стопам В.И. Вернадского или В.С. Соловьева, уповая на единство человечества, а можно оказаться вне человеческого рода, нечаянно или нарочно выпасть из него - таких в народе называют "выродок", "нелюдь".
   
"Всякая общность принижает"
Фридрих Ницше




Александра Экстер. Графика


    Коллективизм и индивидуализм.
   Отношения "Я" и "МЫ" отнюдь не лишены проблем, противоречивы. Исторически существуют две противоположных, дополняющих друг друга психологии, два мировоззрения, две жизненные философии: индивидуализм и коллективизм.
   Исходная точка философии и психологии коллективизма: человек стремится быть частью чего-то более значительного, чем он сам. Исходная точка индивидуализма: нет ничего более значимого и значительного, чем "Я".
   Индивидуализм отдает предпочтение отдельному человеку, который видится первичнее и реальнее, чем все другие, чем общество и государство со всеми их структурами и институтами. Индивид рассматривается как основа и точка отсчета для исследования человеческих действий и их результатов, а индивидуальные потребности и права - как самые естественные и самые важные. Безусловен приоритет личности и ее интересов. Смысл жизни, с позиций индивидуализма, - исключительное самоутверждение каждого, индивидуальный успех. Также и мораль считается личным делом каждого.
   
При этом не избежать ощущения изолированности своего существования, жития по формуле: "Надеяться не на кого, кроме как на самого себя". В своей наиболее активной форме индивидуализм есть стремление к безграничной свободе личности, к усилению ощущения собственного "я", потребность выделиться и возвыситься над другими.

   Если индивидуализм - это приоритет "Я" над "Мы", то коллективизм - приоритет "МЫ" над "Я", когда предпочитается общность, совместное усилие, коллективный результат, а личные интересы подчиняются общим, например, общинным или государственным.
   
Есть сферы деятельности, требующие преимущественно индивидуальных или преимущественно коллективных усилий. Трудно представить себе коллективную разработку научной теории, зато коллектив экспериментаторов - норма. Военное дело, например, как никакое другое, делает человека подчиненной частью коллективного целого. В армии всегда "мы", всегда масса. Там действуют групповые связи индивидов, для которых характерно повторяемое принуждение.

А. Родченко. Композиция
А. Родченко. Композиция

Рене Магрит. Голконда. Социо


    Впрочем, не будем преувеличивать различия. Противоположность индивидуализма и коллективизма не абсолютна. Каждый нормальный человек осознает себя и в качестве индивида (качество "Я"), и как член объединения подобных себе индивидов (качество "МЫ"). Индивидуализм и коллективизм противополагаются не только по отношению друг к другу. Существуют и внутренние полярности. Индивидуализм может быть звериным, разрушительным, а может быть ответственным, созидательным: "Я отвечаю за себя сам. За меня никто не отвечает. Но я отвечаю не только за себя. Я отвечаю за них. Но я отвечаю за них перед самим собой". Коллективизм обязательно предполагает взаимную ответственность. Он может простираться от казармы (обезличение и нивелирование людей) до ассоциации - свободного, широкого, сугубо добровольного объединения.
   
"Существование, отождествляющееся с коллективным, неистинно"
Жан-Поль Сартр
   
Крайним полюсом индивидуализма является эгоизм - ощущение собственного "я" как единственного центра, имеющего значение. Других эгоист относит лишь к окружности своего бытия, оставляет за ними только относительную ценность. Здесь личность растворяется в "я". Крайний полюс коллективизма - альтруизм - страсть самоотдачи, готовность и стремление жить только для других, постоянно жертвуя собой. Личность альтруиста растворяется в Другом.

Пауль Клее. Красный мост

К. Шахов. Юность Дон Кихота

       
"Талант великих душ есть узнавать великое в других людях"
Н.М. Карамзин
   
Альтруистичны могут быть целые коллективы, например, первоначальные христианские общины. Деятельное самоотречение одного в пользу других - основа христианской морали. С другой стороны, эгоизм может быть продуктивен. Властителем дум русской молодежи 60-70-х годов ХIХ века, был Н.Г. Чернышевский. Герои его романа "Что делать?" исповедовали теорию разумного эгоизма, и это отвечало потребности тогдашней разночинской молодежи в жизненном самоутверждении.
   
"Высшая нравственность - это жертва своей личности в пользу коллектива"
М.М. Пришвин
назад вперёд

Такие вот дела
Предпочтения

Rambler's Top100