В. А. Миндолин. Человек и общество
"Я" и "Мы"


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"

  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала
  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Отцы и дети

   
"Вся история до сих пор существовавших обществ - это история борьбы между поколениями"
Л. Фойер

   Мы, молодежь…
   Мы переходим теперь к проблеме социально-исторических общностей, важной для понимания движущих сил и динамики развития общества. Существенный элемент общественного деления - поколения. История может рассматриваться как последовательная смена отдельных поколений, цепь поколений. При этом поколение определяется как слой людей, у которых схожесть мышления и понимания жизни в большой мере определяется схожестью жизненного опыта и памяти.
   
"Птенцы гнезда Петрова", "поколение 1812 года", поколение разночинцев, "потерянное поколение" молодых европейцев, переживших I Мировую войну, поколение победителей-фронтовиков 1941-45 гг. - все это примеры поколенческих союзов. Общепринятые традиции определенных поколений выступают как объединяющая сила, обусловливающая человеческий выбор или ограничивающий его.

Гермес


    Противоречие между поколениями, между отцами и детьми - одна из основных энергий общества.
   
Согласно З. Фрейду, бессердечная власть отца в архаическом обществе влечет за собой бунт детей, в ходе бунта архаическое общество рушится, история приобретает большую, чем раньше, динамику. История нередко рассматривается исследователями в поколенческих циклах: с определенной точки зрения, именно смена поколений задает ей энергию и ритм.
   
"Истина разно понимается поколениями. Понимание ее меняется у поколений, рожденных через 28 лет"
Велимир Хлебников

   Противоречие между отцами и детьми неизбежно. Отцы во все времена более консервативны и инертны, менее склонны к переменам, стремятся сохранить наличные общественные устои и завоеванное ими положение в жизни. Дети, молодежь еще не реализовали себя, их жизненная реализация требует новых условий, особых форм жизнедеятельности, иных способов самовыражения: неслучайно молодежная культура всегда является контркультурой - она противостоит культуре отцов. Если молодежная энергия не находит каналов для выхода, она может деформировать или даже взорвать общество.

Париж, начало двадцать первого века
Бунт - дело правое

    Общество старается учитывать эту опасность. Например, в американской социологии молодежи подробно разработана проблема контроля агрессии, честолюбия и потенциального насилия со стороны молодых людей, направления их энергии в безопасное и продуктивное русло. Политическая элита понимает необходимость канализации молодежной энергии в спорт, образование, обеспеченную динамику профессионального роста молодежи.
   
Если это понимание слабеет, и молодежь упирается в тупик, можно ожидать потрясений, как это произошло не столь давно в предместьях Парижа, которые безработная и лишенная перспективы арабская молодежь буквально зажгла огнем своего бунта.

   С другой стороны, ясно, что отцы, заботясь о преемственности поколений, не могут и не должны навязывать детям сложившиеся представления и предпочтения, когда речь идет об иных, чем у отцов, формах досуга, сексуального поведения, непривычной моде и т.д.
назад вперёд

Гармония

Rambler's Top100