История России
Распад политического единства при сыновьях
и внуках Ярослава (вторая половина XI -
начало XII в.). Владимир Мономах



   Оглавление

       От древности до Александра II

- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси

- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
Культура Древней Руси

   Каким люди Древней Руси видели окружавший их мир? Как они осознавали мир и самих себя? Каков был их способ мышления и чувствования?
   Основой русского видения мира было ощущение пространства. Огромные, неизведанные, необжитые, манящие пространства – изначальная особенность русского бытия. На этих бескрайних молчаливых пространствах крайне важную роль играет язык. В русском языке слова «языци» и «народ» отождествлены. Народ – это прежде всего язык народа. Благодаря языку, люди чувствуют себя вместе. Изначально русский язык – мощный объединитель людей, находящихся на огромной территории. Для древнерусского человека характерно стремление к обретению власти над пространством. Исторически вектор русской колонизации направлен в центр Евразии. Много позже, в ХХ в., будут осознано: «Кто владеет Евразией, тот владеет миром».

словарик

   Складу мыслей и чувств людей того времени также свойственна жертвенность. Академик Д. С. Лихачев сравнивает древнерусские былины (а их записано более 3 000) и западноевропейские рыцарские хроники (французские, германские). Так вот, там, в рыцарских хрониках, основная идея – завоевание, крещение иноверцев. Здесь, в древнерусских былинах, – защита, освобождение: «За землю русскую!». За это нашим предкам не жалко было и жизнь положить.

    Древнерусский народ – это не обязательно русские. На этих пространствах разные племена смешались. Угрюмые, упорные вятичи не похожи на мечтательных и таинственных угро-финнов, своевольные, дерзкие новгородцы, не похожи на говорливых, пылких южан. Тут и дремучие, молчаливые балты, и целеустремленные, воинственные варяги, и осторожные, быстрые и безжалостные половцы. С Киевской Руси начинаются русская национальная уживчивость, религиозная терпимость. Всем места хватит. С Киевской Руси начинается русское гостеприимство. На огромных пространствах человека одолевают одиночество, тоска. Другие люди в пространстве (гости) – настоящее спасение от тоски и одиночества.
   Конечно, основой любой древней культуры является письменность. Мощный толчок ее распространению на Руси дала христианизация. При монастырях открываются школы, где готовили русских грамотеев, переписчиков и переводчиков. Самое известное литературное произведение XI в. – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. А самым древним из ныне сохранившихся шедевров книжного искусства Древней Руси – это знаменитое «Остромирово Евангелие», изготовленное для новгородского посадника Остромира, внука знаменитого воеводы Добрыни, дяди Владимира Святого. Знали искусство письма и многие горожане: чтобы оценить уровень грамотности древнерусского население, достаточно вспомнить о находках берестяных грамот в том же Новгороде.

Остромирово Евангелие
Остромирово
Евангелие


    Взлет переживают также архитектура и искусство. Деревянная архитектура Руси языческой сменяется архитектурой каменной Руси христианской. Во многом здесь прослеживается влияние мощной византийской культуры, но попадая на Русь, многие ее принципы подвергались своеобразной трансформации, дававшей жизнь новым оригинальным культурным феноменам. Византийский однокупольный храм преобразовался в многокупольную пирамиду, сохранявшую стиль деревянного зодчества. То же произошло и с живописью. Строгая византийская манера иконописи превращалась на Руси в портреты, хотя и с сохранением особенностей условного иконописного лика. До наших дней сохранились замечательные фрески Софийского собора в Киеве.
назад вперёд

Богоматерь Оранта
Богоматерь Оранта