Оглавление
- Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства
- Расцвет Киевской Руси
- Распад политического единства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
- Русские земли в XII-XIII вв.
- Возвышение Москвы и начало объединения русских земель.
- Великое княжество Московское в конце XIV - первой половине XV в.
- Образование Русского централизованного государства.
- Кризис Московского царства.
- Начало эпохи преобразований.
- Строители империи: Петр I и его преемники.
- На вершине могущества: "просвещенный абсолютизм".
- Первая половина XIX в.: назревание нового кризиса.
|
|
Церковь и начало русского летописания
|
|
|
Средоточием же истории Древней Руси, ее идеологии и
культурных традиций, были летописи.
Следует всегда помнить, что летопись была делом государственным, и составление
ее могли поручить только такому человеку, который, будучи грамотным и толковым
книжником (как правило, служителем церкви), еще и мог бы провести в ней идеи,
близкие тому или иному княжескому дому. Поэтому почти в каждой летописи налицо
определенный «социальный заказ». Впрочем, в первых версиях летописных сводов эта
тенденция еще не столь очевидна. Сейчас считается, что еще до «Повести временных
лет», на протяжении XI в. появилось, по крайней мере, четыре свода, один из которых, вероятно, также принадлежал перу митрополита Илариона. Впрочем, каждый из них представлял собой,
по сути, коллективное творчество, являясь сводом предшествующих записей, документов, разного рода устных и письменных свидетельств. Составитель выступал не только как автор, но и как редактор.
|
|
|
ПВЛ
|
|
Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю
под названием «Повести временных лет», был, таким образом, по меньшей мере, пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе великого князя Святополка. Этот свод принято, и вполне заслуженно, считать вершиной раннего русского летописания. Повесть не стала обычной хроникой, в силу масштабных целей, поставленных перед собой автором, она приобрела вид повествования, наполненного философско-религиозными обобщениями. Происхождение Руси увязывается Нестором с развитием всей мировой истории, чтобы показать Русь как один из европейских народов. Здесь мы находим истории о легендарном князе Кие и основании Киева, о походах русов на Константинополь, о войнах Святослава, об убийстве Бориса и Глеба, дополненные позднее рассказами о более недавних событиях – княжеском съезде 1097 г. и ослеплении Василька Ростиславича, походе на половцев 1111 г.
|
|
|
Нестор-летописец
|
|
В 1116–1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, что Нестор хвалил великого князя Святополка, по заказу которого и писал. Мономах отнял летописание у печерских монахов и передал его в свой
родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр стал автором нового свода. В нем были поумерены положительные оценки Святополка и подчеркнуты все деяния Владимира, но основной корпус несторовой Повести остался неизменным. Он и в дальнейшем входил непременной составной частью как в киевское летописание, так и
в летописи отдельных русских княжеств.
В дальнейшем по мере политического распада Руси стало дробиться и летописание. Кроме Киева и Новгорода, свои летописи появились в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Владимире Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле. В каждой из них отражались особенности истории своей земли, на первый план выносились собственные князья. Но сохранялся и при этом и общерусский контекст. Созданный уже в начале XIII в. Владимиро-Суздальский летописный свод, например, охватил всю историю страны от легендарного Кия до княжившего тогда на севере Всеволода Большое Гнездо. Но все это было пока еще делом будущего, а в первой трети XII в. Киев, несомненно, более, чем когда-либо, соответствовал статусу политической, культурной и религиозной столицы Русского государства.
1. Какими характерными чертами, на ваш взгляд, можно описать установленный Ярославом Мудрым порядок наследования власти, почему оказалось невозможным точное его соблюдение?
2. Как складывались отношения между Киевской Русью и половцами: оставались ли они постоянно враждебными или принимали также дружеский характер?
3. Был ли неизбежным, по вашему мнению, распад политического единства Древнерусского государства, произошедший после смерти Владимира Мономаха и Мстислава Великого (если да, то укажите причины этого явления)?
|
|
|
Летописец Нестор
|
|
|