Помимо крестьян, в княжеских и боярских хозяйствах
имелось немало холопов. Они принадлежали своим господам по праву полной
собственности. Их можно было продавать и покупать, дарить и передавать по
наследству. Однако владельцы, по-видимому, не часто обращали свою власть над
холопами во зло. Более того, нередко к концу жизни они завещали отпустить своих
холопов на волю. Те из них, кто были постарательней, переходили в крестьянство,
а вотчина или поместье освобождались таким образом от ненужной дворни. Все это
говорит об известной гибкости системы социальных отношений того времени,
позволявшей безболезненно регулировать численность и качественный состав
отдельных групп населения страны. Крестьяне могли подавать челобитья князьям,
судиться со своими владельцами или представителями их администрации: тиунами, ключниками – людьми хоть и не свободными, но привилегированными, помощниками своих господ по управлению хозяйством. Важную роль в жизни крестьян играет сельская община. Историками давно отмечена двойственность ее функций. С одной стороны, она, с ее круговой порукой, использовалась владельцами и государством для контроля над крестьянами, взимания поборов, организации работ. С другой – она позволяла поддерживать порядок и организовать все стороны их жизни, защищать свои интересы от поползновений частных землевладельцев. В общине было заметно выборное начало. Своих старост, сотских и десятских, управлявших мирскими делами, крестьяне выбирали на сходах. Кроме того, в общем пользовании находились луга, леса и воды.
|
|
|
Купчая на деревни
|
|