При Василии I Москва укрепляет за собой статус не только политического, но и культурно-религиозного центра русских земель. Дело митрополита Алексия и Сергия Радонежского продолжают их последователи. Именно на рубеж XIV–XV вв. приходится тот духовный подъем, который выдвинул такие имена, как Андрей Рублев и Феофан Грек. В произведениях литературы и искусства этого периода четко проявляется ощущение той духовной общности, которая скрепляла воедино родившийся на Куликовом поле великорусский этнос, чье притяжение оказывалось для людей той эпохи сильнее верности прежним традициям.
В этом, судя по всему, кроется один из секретов как уже одержанных, так и будущих побед Москвы. Ее противники – князья тверские, рязанские, суздальско-нижегородские – по своим талантам не уступали, а возможно, и превосходили своих московских конкурентов. Однако та система ценностей, которую они пытались защитить, оказывалась настолько непопулярной для их подданных в сравнении с тем, что предлагала Москва, что исход борьбы оказывался предрешен заранее, подобно тому, как это произошло в Нижнем Новгороде. В Москве переписываются старые и создаются новые летописные своды, составляются жития святых, похвальные слова князьям, переводятся греческие и европейские литературные сочинения. Словом, начало XV в. ознаменовалось первыми зримыми проявлениями того типа культуры, который впоследствии станет господствующим в Московском государстве.
|
|
|
Андрей Рублёв и Феофан Грек
|
|