Само собой, столь масштабные изменения, происходившие в
государстве, не могли не сопровождаться столь же заметными административными преобразованиями. Уже с середины XV в. шла систематизация норм процессуального, гражданского и отчасти административного права на всех землях, подчинявшихся Москве. Происходила унификация правовых установлений,
упорядочивались процессы судопроизводства и порядок функционирования соответствующих инстанций как в центре, так и на местах. Московское право становилось теперь общероссийским. В последней трети XV в. общероссийский статус получили два великокняжеских ведомства – Казна и Дворец. В ведении этих учреждений оказались функции, связанные с взиманием и контролем над поступлением денежных и натуральных налогов и оброков, с контролем над оборотом земель (конфискованные
земли переходили в фонд великокняжеских владений), с контролем над функционированием системы кормлений, с контролем над несением военной службы основной массой уездного дворянства.
Эти же ведомства стали и той колыбелью, где формировались кадры управленческого аппарата – дьяков и подьячих. При Иване III счет их шел уже на десятки. Кроме того, выдвигается на первый план еще одно учреждение – Боярская Дума. Именно к концу XV в. укрепляется значение самого термина «боярин» как официального с момента получения пожизненного статусного ранга члена совета при великом князе. Помимо этого высшего думного чина существовал и более низкий – окольничие. Дума могла выделять из своего состава временные комиссии для решения каких-либо конкретных вопросов, связанных с международными переговорами или судебными разбирательствами. Со временем она становится совещательным и «соправительствующим» органом при великом князе.
|
|
|
Московский Кремль при Иване III
|
|