История России
Консервативная партия у власти. 1881-1903


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века


- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.

- Консервативная партия у власти. 1881-1903. - Развитие капитализма в России.
- Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
Контрреформы

   Целая серия мероприятий, проведённых Д. А. Толстым, нацеливалась на отмену или ограничение реформ, проведённых при Александре II. Эти меры получили название контрреформ.
   Первой пострадала печать. В 1882 году появились "Временные правила о печати", расширившие полномочия государственных органов по отношению к периодике (например, редакторов обязали по требованию властей раскрывать псевдонимы авторов). А в 1883-1884 годах вся более-менее либеральная периодика была просто закрыта.
   Недолго продержалась и автономия университетов. Она пала в 1884 году с принятием нового университетского устава, подготовка которого тянулась ещё с 1870-х годов. Ранее выборные должности (от профессора до ректора) стали назначаемыми, причём обязательным условием являлась политическая благонадёжность претендента. Сразу же получили отставку некоторые либеральные профессора.
   Отношение к образованию Александра III вполне характеризует помета, которую он оставил на одном из губернаторских отчётов. Напротив упоминания о том, что в Тобольской губернии очень низка грамотность, император написал: "И слава богу!". Это "слава богу!" отразилось и на среднем образовании. Один из изданных в 1887 году документов вошёл в историю как "циркуляр о кухаркиных детях", запретивший принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и других тому подобных людей". Одновременно реальные училища превратились в технические школы, из которых доступ даже в технические вузы был закрыт совершенно.
   Следом за печатью и университетами контрреформы коснулись судебной системы. В 1885 году появилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената. Этот орган получил право смещать судей или перемещать их из одного округа в другой (например, из просвещённой столицы в глухую окраину). Следовательно, судьба каждого судьи оказалась в руках его начальства. Несменяемость коронных судей, призванная обеспечивать их независимость, а отсюда и законность суда, исчезла. Пострадали и другие нововведения 1860-х годов: гласность судопроизводства, суд присяжных (уменьшилась сфера его действия).
   Наиболее существенной переменой для судебной отрасли стало почти полное устранение мировых судей (которые сохранились лишь в нескольких крупных городах и на окраинах). В 1889 году полномочия мировых судей перешли к земским начальникам. Земскими они назывались из-за принадлежности своей к сословию "поместных земских людей", то есть дворян. Таким образом, бессословные мировые судьи сменились представителями дворянства (притом представителями небедными: претендент на место земского начальника должен был иметь 200 десятин земли или другую недвижимость на 7500 руб.).
   Более того: мировой судья избирался земским собранием, а земского начальника назначал министр внутренних дел - по представлению губернатора, от которого земский начальник и оказался в прямой зависимости.
   Реакционное действие "Положения о земских начальниках" не ограничивается судебной отраслью; не зря его часто именуют крестьянской контрреформой. Если мировой судья рассматривал дела независимо от сословной принадлежности участников, то земский начальник руководит исключительно крестьянами, притом не только в судебной отрасли. В целом задачей земского начальника ставилось управление крестьянами в своей части уезда. Он получили право подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 суток, штрафу до 6 рублей любое лицо из податных сословий, отстранять от должности крестьянских выборных, отменять решение схода. Волостные суды стали назначаться самим земским начальником из выбранных крестьянами кандидатов. Любое постановление волостного суда земский начальник мог отменить, самих судей - отстранить от должности, арестовать, оштрафовать. Решения земского начальника подлежали обжалованию лишь в уездном съезде мировых начальников. Таким образом, земский начальник соединил полномочия мировых судей (отменённых) и мировых посредников (к тому времени уже шесть лет не существующих), в чём-то даже выйдя за пределы этой суммы (например, даже у мировых посредников не было права отстранять волостное правление).
   Оппозиционно мыслящие современники встретили появление земских начальников как возрождение крепостного права (даже Государственный совет голосовал против этого законопроекта). И действительно, на практике они принялись активно злоупотреблять своей властью. "Положение о земских начальниках" стало ярчачйшей контрреформой Александра III и Д. А. Толстого.

словарик
словарик:
контрреформы

1884 - отмена университетской автономии
Василий Иванович Семевский
Семевский

студенческая форма конца XIX века
студенческая форма

1889 -
появление земских начальников
знак земского начальника
знак земского начальника
словарик

В волостном правлении
волостное правление

   Уже после смерти Д. А. Толстого (последовавшей в 1889 году) были проведены намеченные им контрреформы местного самоуправления: земская и городская.
   В 1890 году появилось новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Попятное движение произошло в двух направлениях. Первым стала доработка избирательной системы в духе укрепления дворянского преобладания и повышения "политической благонадёжности" гласных. По землевладельческой курии стали баллотироваться только дворяне, ценз для которых уменьшили в 2 раза, а число мест - увеличили. Крестьяне с 1890 года выбирали не гласных, а лишь кандидатов в гласные, из которых губернатор отбирал наиболее "благонадёжных". Для городской курии увеличился имущественный ценз, что сократило число избирателей по этой курии примерно вдвое.
   Второе направление контрреформы - уменьшение прав земств. Губернатор получил право ставить на обсуждение земств любой вопрос отменять любое их решение, причём не только в случае его противоречия закону, но и в случае недостаточной, по его мнению, целесообразности этого постановления.
   Двумя годами позже, в 1892 году, прошла и городская контрреформа. Она затронула те же две стороны: систему выборов и полномочия местных органов. Повысился имущественный ценз, что сократило число избирателей в несколько раз. Усилилась зависимость от губернатора: в случае двукратного отклонения губернатором избранных гласных (по соображениям благонадёжности) он получал право самостоятельно их назначить. Равным образом, при двукратной неявке на очередные заседания кворума думы губернатор мог теперь утвердить предложение управы без обсуждения гласными. Наконец, постановления городской думы стали проверяться не только на законность, но и на соответствие государственной пользе.
назад вперёд


1890 -
земская контрреформа



1892 -
городская контрреформа

городской голова в мундире
городской голова