История России
Развитие капитализма в России


   Оглавление

       Вторая половина XIX - начало XX века


- Долгожданные реформы. 1855-1865.
- Освоение реформ. 1866-1874.
- Противостояние. 1874-1881.
- Консервативная партия у власти. 1881-1903.

- Развитие капитализма в России. - Девятьсот пятый: первая революция.
- Третьеиюньская монархия.
- Самодержавие в Первой мировой войне.
- Культура пореформенной России.
Государство: регулирование экономики

   Ещё один ключевой для описания российской экономической системы вопрос связан с ролью государства. Она проявлялась двояко. Во-первых, государство вмешивалось в работу частных предпринимателей, выступало регулировщиком экономики.
   Уже в 1870-е годы стало ясно, что следует отказаться от льготных таможенных тарифов, установившихся к этому времени, и выступить на защиту отечественных предпринимателей. Министры финансов Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский начали повышать таможенные тарифы, однако апогея протекционизм достиг при С. Ю. Витте. В начале 1890-х годов дело дошло даже до "таможенной войны" против Германии, которая пыталась заставить Россию снизить пошлины на ввозимые немцами машины. Витте тогда удалось отстоять российский интерес.
   Сталкиваясь с высокими (в десятки процентов) пошлины на промышленные товары, производимые в России, иностранцы отказывались от ввоза своих товаров, зато приходили к мысли об экспорте в Россию капитала (покупке российских акций). Эту мысль Витте приветствовал и старался поощрять. Он был уверен, что при нехватке собственных российских капиталов (что объясняется более поздним развитием у нас капитализма) привлечение капиталов из-за рубежа совершенно необходимо, чтобы не отстать от других стран. В этом вопросе у него находилось немало оппонентов, опасавшихся закабаления России иностранцами. Тем не менее, именно на привлечение иностранного капитала была направлена наиболее известная реформа Витте - золотовалютная.

Витте о таможенной войне 1893 года
"Таможенная война"
Пай товарщества Брокар

   Она связана с идеей "свободного размена" - обязательного обмена государством ассигнаций (бумажных денег) на золотые или серебряные монеты (которые ценны независимо от номинала). Свободный размен существовал накануне Крымской войны, но в её ходе было напечатано много ассигнаций, и у государства не хватило золота, чтобы поддержать свободный размен. Получилось, что монета и ассигнация с одинаковой надписью "один рубль" имеют на самом деле разную цену (к началу 1890-х годов установилось соотношение на уровне 2:3). Это подрывало доверие к устойчивости русского рубля, поэтому усилия министров, начиная с М. Х. Рейтерна, были направлены на восстановление размена. Завершить долго готовившуюся реформу выпало С. Ю.  Витте.
   В 1895-1897 годах произошло долгожданное восстановление размена. Курс рубля не повысился (пагубность колебаний курса валюты в любую сторону уже была в это время известна). Но государство стало принимать от всех желающих российские бумажные рубли, выдавая в обмен золотые деньги. Таким образом правительство показало свою уверенность в устойчивости российских ассигнаций, что должно было усилить приток капиталов в Россию.
   Сам Витте именно с золотовалютной реформой связывал приход тех 2-2,5 млрд рублей, которые Россия получила в виде иностранных капиталовложений на протяжении полутора довоенных десятилетий XX века. Оценивая успешность реформы надо, однако, учитывать не только абсолютный объём привлечённых после неё иностранных капиталов, но и относительный вес иностранных капиталов в сравнении с дореформенным временем, а также увеличение государственного долга. На рубль прироста иностранных капиталов после Виттевской реформы приходилось не менее 75 копеек прироста внешнего долга. Учитывая, что не менее двух третей государственных займов использовалось на поддержание золотой валюты (и в таком же объёме производились внутренние займы), можно сказать, что объём иностранных капиталов, привлечённых реформой, сопоставим с объёмов государственных расходов на их привлечение.

виттевский червонец
червонец

Империал - золотая монета самого крупного достоинства
империал

   Регулирование экономики не сводилось только к созданию условий для работы предпринимателей. В трудную минуту государство могло оказать и материальную поддержку. Например, выдать дополнительный государственный заказ предприятию, которому это поможет выбраться из кризиса. Или даже выдать предприятию кредит, хотя бы в нарушение устава Государственного банка. (Такие ссуды назывались неуставными - ведь по уставу Госбанк должен был кредитовать наиболее выгодные проекты; предприятия на грани краха к таковым не относятся).
   Яркий пример чрезвычайной государственной поддержки - реакция правительства на банкротство Московского коммерческого и ссудного банка, потерявшего 7 млн рублей из-за мошеннических операций его директоров. Во избежание паники среди вкладчиков Госбанк начал переучёт векселей от всех московских банков и выдачу кредитов под вкладные билеты разорившегося банка (из 40-50 %).
   В 1899 году - накануне экономического кризиса 1900-1903 годов, когда уже начались перепады цен на бирже - по инициативе С. Ю. Витте появился "Биржевой красный крест". Это объединение из 15 крупнейших коммерческих банков действовало до 1911 года. Оно скупало акции предприятий, которые оказывались под угрозой вследствие спекулятивных колебаний курса (и продавало после того, как угроза предприятию миновала). Непосредственную работу выполняли коммерческие банки, источником капитала выступал Госбанк.
   Не всякое кризисное предприятие получало поддержку Госбанка и Министерства финансов. Явно безнадёжные предприятия казной не финансировались. Харьковский акционерный земельный банк, на грани ликвидации купленный группой Рябушинских, государственную поддержку в виде льгот и кредитов получил, а группа предприятий Саввы Мамонтова - не получила.

столичная биржа
столичная биржа

Биржа ночью. Алексей Боголюбов

   Прямая государственная поддержка имела оборотной стороной усиление государственной опеки. Принимая на себя ответственность за состояние дел частных предпринимателей, государство брало себе и право вмешиваться в их дела. Одно из проявлений этого вмешательства - разрешительный (а не явочный) принцип акционерного учредительства, сохранившийся вопреки ходатайствам предпринимателей до последних дней империи. Устав каждого нового общества, даже составленный в соответствии с официальным образцом, должен был утверждаться императором, что занимало, по меньшей мере, месяцы и не соответствовало ритму экономической жизни.
   Начиная с 1872 года, последовала серия ограничительных законов для различных видов кредитных учреждений. Ограничивая число создаваемых банков, сумму вкладов и размер кредита на одного клиента (относительно собственного капитала банка), правительство иной раз не просто сдерживало их развитие, но заставляло сокращать операции. Так было с городскими банками, затяжной кризис которых в 1880-1890-е годы стал следствием прежде всего государственных ограничений.



дело Томской казённой палаты

   Значительное государственное регулирование испытывали частные железные дороги. Конкуренция разных обществ, которые разрабатывали самые разные тарифы, дала два отрицательных результата. Во-первых, заниженные тарифы на перевозку товаров иной раз "съедали" протекционистское воздействие таможни. Во-вторых, иногда оказывалось дешевле везти товар не прямым путём, а более длинным - что означает нерациональное расходование производительных сил страны. Поэтому государство принялось само регулировать тарифы на частных железных дорогах. В 1889 году был специально создан Департамент железнодорожных дел (во главе с С. Ю. Витте). В том же году введена государственная монополия на тарифы. Тогда же появился финансовый надзор за строительством частных линий и вообще за деятельностью железнодорожных обществ. Правительство соединило их в несколько крупных объединений, так чтобы исключить конкуренцию.
назад вперёд

Главное общество Российских железных дорог. Облигация