Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
"Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". Луций Аней Сенека
|
|
"Никогда человек не продвигается дальше, чем тогда, когда он не знает, куда идет"
Оливер Кромвель
|
|
"Идеалы, кажущиеся нам в юности высокими и легкодостижимыми, отодвигаются с возрастом все дальше и дальше".
Зигмунд Фрейд
|
|
"Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему".
М.К. Ганди
|
|
"На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал…"
А.С. Пушкин
|
|
|
|
Ιδεια и αξια.
Греческое слово ιδεια означает "понятие", "представление", "существенное качество", "совершенный образец". Легко предположить, что человек конструирует этот образец, исходя из потребностей, интересов, ценностей.
В свою очередь, ценность (αξια) - то, что значимо, то, что люди считают важным для жизни, то, что образует цели и мотивы их деятельности. Ценности - это высшие стимулы человеческого поведения.
Существует иерархия ценностей (от греч. ιερος - священный + αρχη - власть, правление) - система "рангов", подчиненностей и соподчиненностей, в которой одни ценности стоят выше, другие ниже.
|
Личность отличается от "потенциальной личности" еще и тем, что осознает ценности. Например, может четко разграничить добро и зло.
|
|
|
|
Проблема ценностей давно волновала философов. Вот ценности, которые называл Платон: Благо, Единое, Существование, Добро, Истина, Красота. Но даже великий Платон затруднялся построить иерархию ценностей - всякий раз он выстраивал ее по-разному. Неизменной, однако, оставалась у него верховная идея - Добро.
Еще раньше Сократ предложил выделить основную, базовую ценность. Он сказал: "Основная ценность - это Благо". Трудно было возразить. Действительно, все люди стремятся к благу. Но сразу же возник вопрос: что есть благо? И второй вопрос: что есть большее благо и что меньшее?
Немецкий философ Виндельбанд (ХIХ-ХХ вв.), систематически размышлявший о ценностях, пришел к выводу, что высшей ценностью является Истина. Но вот другой взгляд на вещи: "Желание собственности и славы составляет основу современного общества". Это весьма распространенное представление. Власть, Деньги, Сексуальность, Слава - тоже ценности, для кого-то главнейшие. Деньги, по-видимому, наиболее важная современная ценность.
|
|
|
"Деньги - помет дьявола"
Габриэль Гарсия Маркес
|
Человек задает вопросы.
Но почему тогда в мире денег отчетливо нарастает сочетание материального комфорта и душевного одиночества?
Может, прав был Сартр, настаивая: "Свобода есть единственное основание ценностей"?
И все-таки, что важнее: Справедливость? Свобода? Власть? Мир? Богатство? Слава? Любовь?
|
|
|
"В конечном счете, я выбираю..."
Можно предположить, что в иерархии ценностей современной российской молодежи Справедливость и Свобода занимают не последнее место. Может быть, они стоят где-то рядом?
Но Свобода и Справедливость могут и не совпадать. Здесь есть проблема. Хочется надеяться, что мир, по природе своей, справедлив и что каждый получает то, что заслуживает и заслуживает то, что получает. Но не иллюзорная ли эта надежда? Два философа ХХ века - русский Н.А. Бердяев (1874-1948) и француз Альбер Камю (1913-1960), не сговариваясь, сходились на том, что справедливость и свобода не только не совпадают, но и противоречат друг другу. "В молодости,- писал Бердяев,- бывали моменты, когда я испытывал мучительную тоску перед лицом этой проблемы". А вот о чем мечтал Камю: "Союз справедливости и свободы". Для него это были высшие ценности. Он все повторял: "Продолжать добиваться справедливости, ни в чем не поступаясь свободой". Он был настойчив. "Я выбираю свободу и справедливость вместе". Но он отдавал себе отчет, что основание ценностей может быть только одно.
"В конечном счете, я выбираю свободу"
Альбер Камю
|
Все-таки, как определить универсальную ценность, такую, на признании которой сходились бы все. Платон говорил - Добро. Он считал: это очевидно, что добро - универсальная ценность.
Но вопрос в том, как распознать добро? Вспомните слова, взятые М.А. Булгаковым эпиграфом к роману "Мастер и Маргарита":
|
|
|
дружба
|
|
Альбер Камю
|
|
|
"…так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно желает
зла и вечно творит добро".
(Гете. "Фауст")
|
Впрочем, есть другая очевидность. Человеческая жизнь - вот универсальная ценность. Но люди, не задумываясь, жертвовали жизнью во имя друга, любимой, отечества. Значит, есть вещи важнее, чем жизнь?
Все люди стремятся к счастью, которое одно только и есть по-настоящему универсальная человеческая ценность. Аристотель (384-322 до н.э.), один из знаменитых греческих мудрецов, ученик Платона, утверждал, что счастье как раз и составляет цель человеческой жизни.
|
|
|
Счастье.
Но и со счастьем не просто. Для римской черни времен упадка империи счастье измерялось количеством хлеба и зрелищ. А вот как заканчивает Аркадий Гайдар повесть о двух малышах - Чуке и Геке: "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо дружно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной". Такой страны теперь нет на земле, а стремление к счастью остается. Для юного героя фильма "Доживем до понедельника" счастье - это "когда тебя понимают". Для вполне зрелого героя фильма "У озера" счастье - это ясная, осознанная и общественно-полезная цель. А вот модный современный писатель Пауло Коэльо: "У меня очень скучное представление о счастье: счастье - это воскресный вечер, во время которого ничего не случилось".
"Есть, в сущности, только одна цель - вперед"
Иоганн Вольфганг Гете.
|
|
|
|
По Достоевскому, счастье - это "высшая гармония духа". Не так у Гегеля: "Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми местами, потому что они - периоды гармонии, отсутствия противоречий". Дочери спросили у Маркса: "Твое представление о счастье?" Он отвечал: "Борьба".
Замечательный естествоиспытатель П.Л. Капица прагматично определял счастье как уровень душевного комфорта (УДК) и назвал три индикатора УДК: потребление алкоголя на душу населения, статистика преступности и самоубийств. С этой точки зрения, одна из самых богатых и благополучных стран мира - Швеция - не может считаться счастливой. По потреблению алкоголя, по числу суицидов, да и по количеству правонарушений Швеция входит в первую мировую пятерку.
|
Вообще, в процессе развития цивилизации наблюдается рост числа самоубийств. Что же, прогресс бежит прочь от счастья?
|
"Человек таков, каково его представление о счастье"
В.А. Сухомлинский
|
|
|
|
Счастье. Японский иероглиф
|
|
|