В. А. Миндолин. Человек и общество
Проблема идеала


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Иерархия ценностей

   
"Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным".
Луций Аней Сенека
"Никогда человек не продвигается дальше, чем тогда, когда он не знает, куда идет"
Оливер Кромвель
"Идеалы, кажущиеся нам в юности высокими и легкодостижимыми, отодвигаются с возрастом все дальше и дальше".
Зигмунд Фрейд
"Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему".
М.К. Ганди
"На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал…"
А.С. Пушкин


   Ιδεια и αξια.
   Греческое слово ιδεια означает "понятие", "представление", "существенное качество", "совершенный образец". Легко предположить, что человек конструирует этот образец, исходя из потребностей, интересов, ценностей.
   В свою очередь, ценность (αξια) - то, что значимо, то, что люди считают важным для жизни, то, что образует цели и мотивы их деятельности. Ценности - это высшие стимулы человеческого поведения.
    Существует иерархия ценностей (от греч. ιερος - священный + αρχη - власть, правление) - система "рангов", подчиненностей и соподчиненностей, в которой одни ценности стоят выше, другие ниже.
   
Личность отличается от "потенциальной личности" еще и тем, что осознает ценности. Например, может четко разграничить добро и зло.

Звезда в пустыне. Иллюстрация Сент-Экзюпери к сказке Маленький принц


   Проблема ценностей давно волновала философов. Вот ценности, которые называл Платон: Благо, Единое, Существование, Добро, Истина, Красота. Но даже великий Платон затруднялся построить иерархию ценностей - всякий раз он выстраивал ее по-разному. Неизменной, однако, оставалась у него верховная идея - Добро.
   Еще раньше Сократ предложил выделить основную, базовую ценность. Он сказал: "Основная ценность - это Благо". Трудно было возразить. Действительно, все люди стремятся к благу. Но сразу же возник вопрос: что есть благо? И второй вопрос: что есть большее благо и что меньшее?
   Немецкий философ Виндельбанд (ХIХ-ХХ вв.), систематически размышлявший о ценностях, пришел к выводу, что высшей ценностью является Истина. Но вот другой взгляд на вещи: "Желание собственности и славы составляет основу современного общества". Это весьма распространенное представление. Власть, Деньги, Сексуальность, Слава - тоже ценности, для кого-то главнейшие. Деньги, по-видимому, наиболее важная современная ценность.

Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля Афинская школа

   
"Деньги - помет дьявола"
Габриэль Гарсия Маркес

   Человек задает вопросы.

  • Но почему тогда в мире денег отчетливо нарастает сочетание материального комфорта и душевного одиночества?
  • Может, прав был Сартр, настаивая: "Свобода есть единственное основание ценностей"?
  • И все-таки, что важнее: Справедливость? Свобода? Власть? Мир? Богатство? Слава? Любовь?
  • человек задаёт вопросы


        "В конечном счете, я выбираю..."
       Можно предположить, что в иерархии ценностей современной российской молодежи Справедливость и Свобода занимают не последнее место. Может быть, они стоят где-то рядом?
       Но Свобода и Справедливость могут и не совпадать. Здесь есть проблема. Хочется надеяться, что мир, по природе своей, справедлив и что каждый получает то, что заслуживает и заслуживает то, что получает. Но не иллюзорная ли эта надежда? Два философа ХХ века - русский Н.А. Бердяев (1874-1948) и француз Альбер Камю (1913-1960), не сговариваясь, сходились на том, что справедливость и свобода не только не совпадают, но и противоречат друг другу. "В молодости,- писал Бердяев,- бывали моменты, когда я испытывал мучительную тоску перед лицом этой проблемы". А вот о чем мечтал Камю: "Союз справедливости и свободы". Для него это были высшие ценности. Он все повторял: "Продолжать добиваться справедливости, ни в чем не поступаясь свободой". Он был настойчив. "Я выбираю свободу и справедливость вместе". Но он отдавал себе отчет, что основание ценностей может быть только одно.
       
    "В конечном счете, я выбираю свободу"
    Альбер Камю

       Все-таки, как определить универсальную ценность, такую, на признании которой сходились бы все. Платон говорил - Добро. Он считал: это очевидно, что добро - универсальная ценность.
       Но вопрос в том, как распознать добро? Вспомните слова, взятые М.А. Булгаковым эпиграфом к роману "Мастер и Маргарита":

    мушкетёры
    дружба

    Альбер Камю
    Альбер Камю

       
    "…так кто ж ты, наконец?
    - Я - часть той силы, что вечно желает
    зла и вечно творит добро".

    (Гете. "Фауст")

       Впрочем, есть другая очевидность. Человеческая жизнь - вот универсальная ценность. Но люди, не задумываясь, жертвовали жизнью во имя друга, любимой, отечества. Значит, есть вещи важнее, чем жизнь?
       Все люди стремятся к счастью, которое одно только и есть по-настоящему универсальная человеческая ценность. Аристотель (384-322 до н.э.), один из знаменитых греческих мудрецов, ученик Платона, утверждал, что счастье как раз и составляет цель человеческой жизни.

    Виктор Васнецов. Витязь на распутье


        Счастье.
       Но и со счастьем не просто. Для римской черни времен упадка империи счастье измерялось количеством хлеба и зрелищ. А вот как заканчивает Аркадий Гайдар повесть о двух малышах - Чуке и Геке: "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо дружно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной". Такой страны теперь нет на земле, а стремление к счастью остается. Для юного героя фильма "Доживем до понедельника" счастье - это "когда тебя понимают". Для вполне зрелого героя фильма "У озера" счастье - это ясная, осознанная и общественно-полезная цель. А вот модный современный писатель Пауло Коэльо: "У меня очень скучное представление о счастье: счастье - это воскресный вечер, во время которого ничего не случилось".
       
    "Есть, в сущности, только одна цель - вперед"
    Иоганн Вольфганг Гете.


       По Достоевскому, счастье - это "высшая гармония духа". Не так у Гегеля: "Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми местами, потому что они - периоды гармонии, отсутствия противоречий". Дочери спросили у Маркса: "Твое представление о счастье?" Он отвечал: "Борьба".
       Замечательный естествоиспытатель П.Л. Капица прагматично определял счастье как уровень душевного комфорта (УДК) и назвал три индикатора УДК: потребление алкоголя на душу населения, статистика преступности и самоубийств. С этой точки зрения, одна из самых богатых и благополучных стран мира - Швеция - не может считаться счастливой. По потреблению алкоголя, по числу суицидов, да и по количеству правонарушений Швеция входит в первую мировую пятерку.
       
    Вообще, в процессе развития цивилизации наблюдается рост числа самоубийств. Что же, прогресс бежит прочь от счастья?
       
    "Человек таков, каково его представление о счастье"
    В.А. Сухомлинский
    назад вперёд

    Счастье. Японский иероглиф
    Счастье. Японский иероглиф

    Rambler's Top100