В. А. Миндолин. Человек и общество
Проблема идеала


  Оглавление
  К читателю
  Человеческий выбор
  1.1. Человеческое "Я"
  1.2. "Я" и "Мы"

  1.3. Проблема идеала

  2.1. Социум. Свобода, справедливость
  2.2. Государство и общество
  2.3. Психология масс
  3.1. Планета людей
  3.2. Основания культуры
  3.3. Россия и мир
  Мир сегодня, завтра и…
Путь к смирению

    Конфуций.
   Изложение проблемы общественного идеала начнем с характеристики учения человека, который предложил для себя и для общества единый идеал. И общество приняло этот идеал, и, из поколения в поколение, следует этому идеалу вот уже 2500 лет. Речь идет о Конфуции (551-479 до н.э.) и о конфуцианском идеале.
   Идеал по Конфуцию - наслаивание положительного в жизни. Для этого необходим положительный образец. Конфуций помещает свой образец не в будущем, а в прошлом, причем в далеком прошлом - на 500 лет назад от себя. Его идеал - совершенный, выдающийся человек. Это совершенно конкретный человек, и его зовут - властитель Чжоу.
   И Конфуций строит свое "я" по образцу личности Чжоу. Конфуций прилагает усилия, чтобы стать Чжоу, слиться с ним. Чжоу - не единственный образец. Всю китайскую историю Конфуций группирует вокруг личностных образцов, тех, кого он считает лучшими людьми того или иного времени. Здесь, в настоящем, присутствует идеализированное прошлое. Там, в прошлом, находится образец - его невозможно достигнуть вполне, но в ходе непрерывных попыток можно существенно приблизиться к нему. В ходе этих попыток человек приобретает качество.
   
"Когда мир кажется совсем черным, благородный муж ищет в нем белое пятнышко"
Конфуций




Н.К. Рерих Конфуций
конфуцианская традиция


    Христианский идеал.
   Мы переходим теперь к вопросу о европейском идеале, о его развитии в течение двух последних тысячелетий. Начнем с христианского идеала. Первоначальный христианский идеал, такой, каким он сложился в христианских коммунах, - это идея природного равенства, равенства всех людей перед лицом совершенного человека - Иисуса Христа. Этому идеалу соответствуют обычаи первоначальных христиан: общность имущества, обязательный труд, суровая простота нравов.

Надя Рушева. Иисус
Надя Рушева. Иисус

    Но вот мы обращаемся к европейскому средневековью, к длительному периоду - от гибели Рима (V век) и вплоть до эпохи Реформации и Возрождения (ХV век). На протяжении всего этого тысячелетия образец будущего задавала христианская церковь. Человек виделся ей крайне незначительным перед лицом Бога. Маленький, одинокий, тленный и грешный, он стоял перед Богом на исповеди, таким же предстанет на Страшном суде. Главный вопрос средневековья: как заслужить милость Божью? Церковь призывала человека отрешиться "от заботы века сего и обольщения богатства", от оков падшей человеческой природы, от благ земной жизни. Отказаться от себя и от всего земного.

В.М. Васнецов. Страшный суд

    Душа средневековья - чувство покорности Господу. Цель - личное спасение. Человек по своей природе совсем не плох, надо только удержать его от мирских соблазнов, от земного зла. Его удел на этой земле - смирение, страдание, смерть. Великий и страшный призыв все время звучал в ушах человека: "memento mori" - помни о смерти. "Смерть неизбежна, неведом лишь час", - это напоминание повторяется человеку средневековья монотонно и зловеще.
   
Подобное существовало и на Руси. Перед кельей Серафима Саровского стоял гроб, сделанный им самим. Он напоминал ему о смерти, к которой старец усиленно готовился.

Игорь Иванченко. Memento mori
Игорь Иванченко. Memento mori

    Средневековое христианство требовало от людей страдания, а не жизни. Оно учило, что высшая благодать в смирении, приниженности и презрении ко всему мирскому. Все, что ты делаешь здесь, имеет смысл лишь постольку, поскольку это связано с "там". Твое тело - всего лишь "темница духа". Зато после смерти обездоленный праведник вкусит все возможные блага жизни небесной. И тогда для него наступит идеальное вечное блаженство. Так формировалась высшая цель человеческих устремлений: здесь благочестие, там блаженство, здесь страдание временное, там спасение вечное. Идеал, таким образом, был потусторонен.
   
При этом душа средневекового человека не пресмыкалась. Нет, не пресмыкалась. Она взмывала в высь. Как средневековые храмы. Они олицетворяют всеобщее понимание мироздания. Мир представал как гармоничный, великодушный, одухотворенный космос, связанный с человеком, с его внутренним миром теснейшими и неразрывными узами. Средневековый человек оказывался наедине и в глубоком единении с Богом. Гуманизм не был исторгнут из средневековья.

Кельнский собор Питер Брейгель. Охотники на снегу
назад вперёд

Собор в Реймсе. Базилика

Rambler's Top100