Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
Конфуций.
Изложение проблемы общественного идеала начнем с характеристики учения человека, который предложил для себя и для общества единый идеал. И общество приняло этот идеал, и, из поколения в поколение, следует этому идеалу вот уже 2500 лет. Речь идет о Конфуции (551-479 до н.э.) и о конфуцианском идеале.
Идеал по Конфуцию - наслаивание положительного в жизни. Для этого необходим положительный образец. Конфуций помещает свой образец не в будущем, а в прошлом, причем в далеком прошлом - на 500 лет назад от себя. Его идеал - совершенный, выдающийся человек. Это совершенно конкретный человек, и его зовут - властитель Чжоу.
И Конфуций строит свое "я" по образцу личности Чжоу. Конфуций прилагает усилия, чтобы стать Чжоу, слиться с ним. Чжоу - не единственный образец. Всю китайскую историю Конфуций группирует вокруг личностных образцов, тех, кого он считает лучшими людьми того или иного времени. Здесь, в настоящем, присутствует идеализированное прошлое. Там, в прошлом, находится образец - его невозможно достигнуть вполне, но в ходе непрерывных попыток можно существенно приблизиться к нему. В ходе этих попыток человек приобретает качество.
"Когда мир кажется совсем черным, благородный муж ищет в нем белое пятнышко"
Конфуций
|
|
|
|
конфуцианская традиция
|
|
Христианский идеал.
Мы переходим теперь к вопросу о европейском идеале, о его развитии в течение двух последних тысячелетий. Начнем с христианского идеала. Первоначальный христианский идеал, такой, каким он сложился в христианских коммунах, - это идея природного равенства, равенства всех людей перед лицом совершенного человека - Иисуса Христа. Этому идеалу соответствуют обычаи первоначальных христиан: общность имущества, обязательный труд, суровая простота нравов.
|
|
|
Надя Рушева. Иисус
|
|
Но вот мы обращаемся к европейскому средневековью, к длительному периоду - от гибели Рима (V век) и вплоть до эпохи Реформации и Возрождения (ХV век). На протяжении всего этого тысячелетия образец будущего задавала христианская церковь. Человек виделся ей крайне незначительным перед лицом Бога. Маленький, одинокий, тленный и грешный, он стоял перед Богом на исповеди, таким же предстанет на Страшном суде. Главный вопрос средневековья: как заслужить милость Божью? Церковь призывала человека отрешиться "от заботы века сего и обольщения богатства", от оков падшей человеческой природы, от благ земной жизни. Отказаться от себя и от всего земного.
|
|
|
Душа средневековья - чувство покорности Господу. Цель - личное спасение. Человек по своей природе совсем не плох, надо только удержать его от мирских соблазнов, от земного зла. Его удел на этой земле - смирение, страдание, смерть. Великий и страшный призыв все время звучал в ушах человека: "memento mori" - помни о смерти. "Смерть неизбежна, неведом лишь час", - это напоминание повторяется человеку средневековья монотонно и зловеще.
|
Подобное существовало и на Руси. Перед кельей Серафима Саровского стоял гроб, сделанный им самим. Он напоминал ему о смерти, к которой старец усиленно готовился.
|
|
|
|
Игорь Иванченко. Memento mori
|
|
Средневековое христианство требовало от людей страдания, а не жизни. Оно учило, что высшая благодать в смирении, приниженности и презрении ко всему мирскому. Все, что ты делаешь здесь, имеет смысл лишь постольку, поскольку это связано с "там". Твое тело - всего лишь "темница духа". Зато после смерти обездоленный праведник вкусит все возможные блага жизни небесной. И тогда для него наступит идеальное вечное блаженство. Так формировалась высшая цель человеческих устремлений: здесь благочестие, там блаженство, здесь страдание временное, там спасение вечное. Идеал, таким образом, был потусторонен.
|
При этом душа средневекового человека не пресмыкалась. Нет, не пресмыкалась. Она взмывала в высь. Как средневековые храмы. Они олицетворяют всеобщее понимание мироздания. Мир представал как гармоничный, великодушный, одухотворенный космос, связанный с человеком, с его внутренним миром теснейшими и неразрывными узами. Средневековый человек оказывался наедине и в глубоком единении с Богом. Гуманизм не был исторгнут из средневековья.
|
|
|
|
|