Оглавление
К читателю
Человеческий выбор
1.1. Человеческое "Я"
1.2. "Я" и "Мы"
1.3. Проблема идеала
2.1. Социум. Свобода, справедливость
2.2. Государство и общество
2.3. Психология масс
3.1. Планета людей
3.2. Основания культуры
3.3. Россия и мир
Мир сегодня, завтра и…
|
|
|
"Они не стоят слов: взгляни - и мимо!"
Одно из самых знаменитых произведений всех времен и народов - "Божественная комедия" Данте Алигьери (1265-1321) - невероятно сложное путешествие по аду Учителя и Ученика. У Данте самые несчастные грешники в аду - это те жалкие души, что прожили, не зная "ни славы, ни позора смертных дел".
"И я: "Учитель, что же их терзает
И побуждает к жалобам таким?"
А он: "Ответ недолгий подобает.
И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нетерпима,
Что все другое было б легче им.
Их память на земле невоскрешима;
От них и суд, и милость отошли.
Они не стоят слов: взгляни - и мимо!"
|
|
|
|
Возрождение.
В ХIV-ХVI веках прежний тысячелетний идеал рушится прямо на глазах. Наступает эпоха Возрождения, которая несет решительный перелом в общественном сознании европейцев. Европейское Возрождение - время титанов. Данте. Шекспир. Сервантес. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Галилей. Коперник. Колумб. В каждом из них - тысяча жизней. Они и подобные им наглядно показали, что человек может; представления о возможностях человека расширились безгранично. Человек всесилен. Человек подобен Богу. Не бледному страдающему распятому Иисусу, а веселым красавцам - античным богам.
|
|
|
Раньше считалось: античные герои с их красивыми и безмятежными лицами неуместны - античные статуи и языческие храмы надо разрушить. Теперь иначе. Кем были античные боги? Совершенными человеческими существами. Почему же человеческое существо, само по себе, не может быть так же совершенно, как бог? И столь же могущественным? Вот они - во всеоружии силы и добра: Зевс. Прометей. Ника Самофракийская. Афродита. Аполлон. Геракл. Диана-охотница. Могучий кузнец Вулкан. Наступает эпоха обожествления человека.
|
|
|
С точки зрения Возрождения, добро - в величии человеческого духа, мужестве, силе, воли к жизни. Человек есть мера всех вещей. Человек теперь ищет идеал в самом себе. Идеал этот прост и понятен - человек, здесь и сейчас, во всем богатстве его душевных и физических качеств, во всей его красоте. А если хотите, то и во всем его безобразии: похоти, распутстве, обжорстве, безбожии, ведь и античные боги иногда безобразничали и ссорились между собой.
Все, что идет от человека - благо. Пришло время гуманизма (лат. humanus - человек).
|
|
|
Уже и Христос виделся людям Возрождения иначе. Не на кресте Голгофы, не изможденный, перед лицом смерти, а на руках у матери - у него вся жизнь впереди. В галереях и церквах Рима, Венеции, Флоренции, Генуи, по всей Европе - везде этот пухлый, здоровый, розовощекий младенец под присмотром безмятежной счастливой Марии - это Христос. Розовеющий мрамор античных статуй, голубые волны Средиземноморья, вкус соленого ветра на губах,- это рай.
Гуманистический идеал становится выше религиозного. Потесненная, раздраженная, подавленная церковь бессильно бормотала: "Безбожный гуманизм". Действительно, в каком-то смысле, Возрождение есть богоотступничество. Но и само христианство меняется, поневоле проникается этим новым, жизнеутверждающим духом.
Просвещение.
В конце ХVII в. возникает, а в ХVIII в. решительно утверждается идеал, соответствующий новой эпохе - Просвещения. Это было время громадных успехов науки. Умножая знания, человечество с восхищением стало осознавать глубокую внутреннюю гармонию природы. Возникло представление о божественности природы.
|
|
|
Природа становится новым кумиром - настоящим законодателем и авторитетом. А единственный толкователь природы - наука, еще один кумир. Идеологи Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) заставляют усомниться своих современников во многом, в частности, в религии. Зато в одно они верят безоговорочно - в прогресс, в совершенствование разумных начал, ведущих к торжеству свободы и справедливости. Верят в человека, в его природные добродетели и природные права. Они скептики в отношении религии и - оптимисты в отношении разума. Они хотят основать все понимание жизни на логике. Хотят весь мир переделать разом. У них прямо-таки религиозная вера в разум.
"Древние греки вложили в такое множество слов так мало мыслей…"
Вольтер
|
Попутно решили и проблему добра и зла. Это именно под влиянием Руссо в европейское сознание начинает проникать мысль о том, что добро заложено в природе. Добром объявлен Разум, окрещенный всемогущим и божественным. Противоречивость разума не замечается. Возникает культ Разума. Почему же, однако, так несовершенна человеческая природа? Почему, сетовал Руссо, "все выходит хорошим из рук Мироздателя и все вырождается в руках человека"? Почему сам "человек рождается свободным, и повсюду он в оковах"? Ответ нашли такой: источник зла - во внешних обстоятельствах, в общественной среде, нужно просто изгнать из нее тиранов, лицемеров и обманщиков. Итак, век Просвещения выдвигает великий, основываемый на разуме, идеал совершенствования индивида, общества и всего человечества.
|
Одинокие голоса о том, что источник зла, может быть, находится внутри самого человека, в его сердце, заглушаются восторженными гимнами разумному природному человеку, с его безграничными возможностями познания и колоссальным потенциалом добра, заглушаются нарастающим скандированием: "Природа! Разум! Человек!". Чтобы переделать человека, избавить его от недостатков, необходимо переделать общественную среду. Сделайте это, и человек проявится позитивно.
|
|
|
|
"Свобода, Равенство и Братство!"
Нарастает и чувство исторического оптимизма: человечество может и должно быть преображено не когда-нибудь в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас. Разумные идеалы должны быть осуществлены немедленно. Следует немедленно низвергнуть тех, кто попирает естественные права человека: короля, двор, аристократов, церковь. Французская революция 1789-1893 гг. приступает к этому делу. Она являет собой бунт разума и воли человека против тех, кто попирает его естественные права. "Свобода, Равенство и Братство!" - вот ее трехцветное знамя. "Свобода, Равенство и Братство или Смерть!" - вот ее альтернатива.
|
|
|
Герой и мученик революции Максимилиан Робеспьер непреклонен: "Короли, аристократы и тираны… являются рабами, восставшими против всего человечества - верховного владыки земного шара и против природы - законодательницы вселенной". Королям, аристократам и тиранам - смерть! Террор нарастает. Смерть не разбирает своих и чужих. И вот уже Робеспьер отправляет на гильотину вождей революции, и вот уже голова самого Робеспьера падает в кровавую корзину гильотины. Это был жестокий бунт.
В крови и пламени мы видим трехцветное знамя революции в руках маленького и худого артиллерийского лейтенанта, нет, не лейтенанта, капитана, нет, не капитана, генерала, консула республики, первого консула… Под этим знаменем он ведет французов на завоевание Европы и мира, в неслыханные приключения, к невероятной славе, он требует от них жертв во имя "величия Франции".
|
|
|
Крушение.
И вот уже этот маленький, ранее худенький, а теперь толстый человечек - на вершине власти, он император, его зовут Наполеон I, а вокруг него - двор, аристократы, хищные чиновники, продажные светские дамы и сластолюбивые попы. А тех, кто пытался выбраться из подвалов - в подвалы. А тех, кто рвался в центр из предместий - в предместья. Незаметно, исподволь появился новый хозяин жизни - биржевой спекулянт, банкир, промышленник. А как же идеал? А какой идеал? Золото, чистоган, нажива - вот идеал.
Наступило новое время - время глубочайшего разочарования в возможностях достигнуть справедливости и свободы, в силе человеческого разума. В этом мире эгоизма и корысти невозможны ни справедливость, ни равенство, ни братство. В жизни, таким образом, утвердились торгашеские идеалы, основывающиеся на алчности.
"Люди - свиньи, которых кормят золотом. Я подаю им золото, и веду их, куда мне угодно"
Наполеон.
|
|
Лишь немногие следовали по прежнему пути, искали справедливости и братства, конструировали совершенные общественные системы, все еще надеялись изменить "неправильные" общественные условия и не желали поклоняться новому богу - Золотому тельцу. Это были социалисты-утописты: Шарль Фурье, Анри де Сен-Симон, Роберт Оуэн. Мало кто принимал их всерьез.
|
|
|
|
|