История идей является историей смены и, следовательно, борьбы идей. Размышляя о механизме внедрения новых идей, увидим, что всякая новая идея, принимается сначала лишь небольшим числом апостолов. Большинству она чужда. Сила и авторитет имени мыслителя, пророка придают ей авторитет в глазах лишь немногих, да и те не всегда понимают ее. Масса же склонна распять пророка на кресте, побить апостолов камнями. Идея не принимается. Так во времена римского императора Нерона казнили первоначальных христиан. Их обвиняли в попытке сжечь Рим. Казни христиан Нерон превратил в кровавое развлечение для римской черни. Осужденных бросали на арену цирка, на растерзание зверям, сжигали, распинали. Сами их идеи представлялись невероятными, суеверными, безумными.
Но вот идея входит в область спорного. "Безумную" идею начинают все же опровергать. Происходит сцепление идеи с массой. Большинство продолжает ее отторгать - ведь она задевает мир старых, устоявшихся представлений и противоречит привычкам консервативного большинства. Но, отторгая, большинство начинает привыкать к новой идее. Иные переходят на сторону идеи. Особенно молодежь, которая интуитивно склонна принимать новое уже только потому, что оно оспаривается большинством. Так возникает порыв, движение. Обнаруживается, что в новом заложена мощь. Но пока только в потенции. Возвращаясь к истории первоначальных христиан, видим, что и после Нерона, даже в начале IV века в гибнущей Римской империи разрушаются христианские храмы, сжигаются рукописи Священного Писания. Возникает даже идея физического уничтожения всех христиан.
Приходит, однако, момент, когда идея набирает критическую массу сторонников. С этого момента она начинает быстро распространяться. Происходит "заражение путем подражания". Способность к подражанию у человека оказывается не меньшей, чем у обезьяны. Наполеон не зря говорил, что простое повторение является "лучшей фигурой доказательства", решающим способом воздействия. Идея получает всеобщий и повсеместный успех, одерживает победу. Новое звучит внятно, властно, убедительно. Только недавно проводились массовые казни христиан. И вдруг сам Римский император - Константин - поддерживает в 337 году христианство. Он строит храмы, покровительствует христианской церкви. Более того, из Константинополя провозглашается основание первой христианской империи.
На этой стадии идея превращается в силу. Она начинает просачиваться в устойчивую и бессознательную область чувств, становится частью народной психики, массовых представлений и верований, всеобщих взглядов на мир. Породивший идею разум перестает теперь иметь власть над идеей. Подпитываемая психической корневой системой массы, идея живет теперь самостоятельной жизнью; она становится грубее, проще, даже искажается, но никак не оспаривается. Теперь уже в Византийской христианской империи не быть христианином нельзя. Теперь уже многие крестятся в угоду императору, одни из моды, другие из корысти. В конце IV века римское язычество в Константинополе запрещено.
Скоро возникнут ереси, а потом и совершенно новые идеи, которые войдут вразрез с христианскими представлениями о мире; они не будут приняты, даже станут преследоваться инквизицией. Джордано Бруно пойдет на костер, Галилей отречется, шепча: "А все-таки она вертится!".
Можно предположить, что разные группы идей имеют различную способность к внедрению в массу. Попытайтесь оценить эту способность, имея в виду политические, религиозные, философские художественные, научные идеи. Действительно ли за истину можно отдать жизнь? А стоило ли?
|
|
|